Не акула, а разрушительный шар: как аспирант из Огайо в 3 раза укоротил крупнейшего морского хищника Девона

Исполин древних морей оказался меньше и толще, чем думали палеонтологи

11 марта 2023
Panther Media GmbH / Alamy

Ученый из Кейсовского Университета Западного Резерва (США) заново рассчитал габариты легендарного морского хищника дунклеостея, который правил морями 360 миллионов лет назад там, где теперь находится Кливленд. Аспирант Рассел Энгельман утверждает, что длина зверя была сильно преувеличена, и на самом деле животное выглядело как «агрессивный шар».

Diversity

Эти доисторические чудовища плавали в неглубоких субтропических водах Девона, и, как считалось, достигали более девяти метров в длину, напоминая по форме тела огромных акул.

Dunkleosteus terrelli — один из первых на Земле позвоночных суперхищников — относился к роду артродиров, то есть имел костистую бронированную голову, но скелет туловища из хряща. Поэтому в летописи окаменелостей сохранились только головы этих животных, а размеры и форма всего тела достоверно неизвестны.

Diversity

В США Dunkleosteus terrelli успел стать талисманом Кливленда и «главной ископаемой рыбой штата Огайо», у рыбы даже была своя страница в соцсети. Предполагалось, что вид хорошо изучен за почти 150 лет с момента обнаружения первых останков на берегах озера Эри. Однако, по словам экспертов, с 1930-х исследований было проведено очень мало.

Diversity

Энгельман выполнил свои расчеты на основе головы длиной около 61 сантиметра. Это известный способ измерения, подтвержденный сравнением живых рыб и мелких сородичей дунклеостея, у которых сохранились полные скелеты. Из наблюдений был сделан простой вывод: у коротких рыб обычно короткие головы, у длинных — удлиненные. Ученый подсчитал, что чудище Кливленда было всего 3,35–3,96 метра в длину вместо предполагаемых 9,15 метра.

«Дунклеостея реконструировали, предполагая, что он имел форму тела, похожую на акулу. Но более короткое тело и форма „бронежилета“ означают, что он, вероятно, был намного коренастее. 11-футовая рыба имела тот же вес, что и 15-футовая большая белая акула. То есть дунклеостеи были больше похожи на разрушительные шары», — рассказал Рассел Энгельман.

Рассел Энгельман

«Новые пропорции могут показаться странными, пока вы не поймете, что у него такая же форма тела, как у тунца. А рот — в два раза больше, чем у большой белой акулы».

Дунклеостей — не только гордость палеонтологов Кливленда, он еще и часть масштабной эволюционной истории. Новые данные нужны, чтобы представлять путь позвоночных от маленьких донных жителей до гигантов древних морей.

Diversity

Энгельман отмечает: хотя он значительно «уменьшил» легендарного суперхищника, тот все еще остается самым большим животным Земли на момент своего существования.