Названа причина вымирания мамонтов в Сибири

Как оказалось, мамонты исчезли не по вине человека

25 октября 2021

Шерстистые мамонты появились на территории Сибири около 450 тысяч лет назад и вымерли примерно 4 тысячи лет назад. Поскольку мясо млекопитающих входило в рацион ранних людей, а скелеты и бивни использовались для строительства жилищ и создания оружия, долгое время предполагалось, что именно люди стали причиной вымирания мамонтов.

Названа причина вымирания мамонтов в Сибири
Daniel Eskridge/St John's College/University of Cambridge

В новом исследовании ученые сняли вину за исчезновения мамонтов с человека. Международная группа исследователей, в состав которой вошли специалисты из России, пришла к выводу, что причиной вымирания мамонтов 12 000 лет назад в Сибири стало резкое изменение климата.

Ученые провели анализ древней экологической ДНК (EDNA) более 1500 растений и животных, извлеченных из образцов вечной мерзлоты и озерных отложений со всей Арктики. Исследование показало, что животные вымерли из-за недостатка пищи, вызванного таянием льдов Арктики.

Таяние льдов Арктики привело к увеличению влажности, образованию озер, рек и болот и почти полному исчезновению растительности, которой питались мамонты. Крупные животные не смогли быстро адаптироваться к скудному рациону после резкой смены ландшафта. Кроме того, после потепления деревья и водно-болотистые растения заняли место пастбищ мамонтов.

Использованы материалы СПбГУ