Названа неожиданная причина сердечно-сосудистых заболеваний

Риск болезней, связанных с окислительным стрессом, возрастает у носителей неандертальского варианта белка глутатионредуктазы

10 января 2022

Исследователи из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) и Каролинского института (Швеция) обнаружили, что Homo Sapiens разработали более эффективную защиту от окислительного стресса по сравнению с неандертальцами. Как оказалось, риск воспалительных заболеваний кишечника и сердечно-сосудистых заболеваний увеличивается в несколько раз у людей, являющихся носителями неандертальского варианта белка глутатионредуктазы, который защищает от окислительного стресса.

Названа неожиданная причина сердечно-сосудистых заболеваний

В организме человека есть около 100 белков, которые претерпели изменения после того, как около 500 тысяч лет назад Homo Sapiens отделился от общих с неандертальцами предков. Один из таких белков — глутатионредуктаза. Этот фермент является частью защиты организма от окислительного стресса.

В новом исследовании ученые пришли к выводу, что неандертальский вариант этого белка создал более реактивные радикалы кислорода, которые являются причиной окислительного стресса. Это значительно увеличило риск развития заболеваний, связанных с окислительным стрессом, таких как сердечно-сосудистые заболевания и воспалительные заболевания кишечника.

«Увеличение риска, которое мы видим, велико; в несколько раз возрастает риск воспалительных заболеваний кишечника и сосудистых заболеваний», — отметил один из авторов исследования Хьюго Зеберг (Hugo Zeberg).

Специалисты обнаружили, что неандертальский вариант глутатионредуктазы передавался людям современного типа достаточно редко в период, когда Homo Sapiens смешались с неандертальцами около 60 000 лет назад.