Названа неожиданная причина пермского вымирания

Массовая гибель животных в пресных водоемах 252 миллиона лет назад могла произойти из-за… цветения водорослей

Великое пермское вымирание — одна из крупнейших катастроф биосферы в истории Земли. По одной из версий, процесс начался из-за чрезмерной вулканической активности, которая сопровождалась многочисленными выбросами парниковых газов и повышением температуры.

Названа неожиданная причина пермского вымирания
Великое пермское вымирание в представлении художника
Science Photo Library / Legion-Media

В сложившихся условиях исчезло 96% всех морских видов и 73% наземных видов позвоночных. Как показало новое исследование, небезопасными стали не только океан и суша, но даже озера и реки.

Существенное увеличение в воде концентрации цианобактерий приводит к снижению концентрации в воде растворенного кислорода. Помимо этого, некоторые виды водорослей производят токсины, которые могут вызвать серьезные последствия для живой природы.

Исследователи провели анализ окаменелостей, отложений и горных пород недалеко от австралийского Сиднея. Оказалось, вскоре после первых извержений произошло несколько вспышек цветения водорослей. Это спровоцировало гибель животных в пресных водоемах, которых стали малопригодными для жизни, возможно, на миллионы лет.

Названа неожиданная причина пермского вымирания
Цветение водорослей в пресном водоеме в Германии в наше время
Hans-Joachim Aubert / Alamy / Legion-Media

Нечто подобное, как говорят специалисты, происходит и в наши дни. Количество пресноводных микробов растет, как и среднегодовые температуры. «Мы можем понять, как сильно менялся климат в прошлом, как быстро протекал этот процесс, каковы причины изменения климата. Это дает нам хороший фон для понимания того, что происходит сегодня», — резюмируют исследователи.