Навредит и хозяевам: почему сегодня опасно кормить питомцев сырым мясом

Сложно быть хищником в современном мире

29 декабря 2023
Навредит и хозяевам: почему сегодня опасно кормить питомцев сырым мясом
Shutterstock/Fotodom.ru

Биологи и ветеринары из Медицинской школы Бристольского университета провели исследование с участием 600 здоровых домашних собак и выяснили, что кормление животных сырым мясом привело к появлению у них кишечной палочки, устойчивой к широко используемому антибиотику ципрофлоксацину. Она может быть опасна не только для здоровья животных, но и для их владельцев. Результаты исследования опубликованы в One Health.

Ципрофлоксацин — антибиотик из группы фторхинолов, который применяют для лечения многих бактериальных инфекций у человека и животных. ВОЗ отнесло его к самым приоритетным и критически важным антибиотикам. Выработка бактериями устойчивости к этому лекарству может обернуться риском для миллионов жизней. Кишечная палочка вызывает инфекции мочевыводящих путей, также может приводить к инфекциям кровотока и смертельно опасному сепсису. Если бактерия устойчива к основным антибиотикам, как ципрофлоксацин, инфекции труднее вылечить, у пациентов с резистентным возбудителем болезни гораздо выше риск смертности от данной инфекции.

Ученые обследовали 600 собак на наличие в кишечнике кишечной палочки, устойчивой к антибиотикам. А также собрали данные с хозяев домашних животных о том, чем они кормят питомца, в какой среде живет и гуляет собака, было ли у нее лечение антибиотиками.

Статистический анализ показал, что единственным значимым фактором заражения и выделения с калом у собак резистентной кишечной палочки было кормление животного сырым мясом.

«Выбор в пользу кормления собаки сырым мясом означает, что человеку почти наверняка придется иметь дело с сырым мясом, и наше исследование ясно показывает, что сырое кормление также означает, что владельцы домашних животных, вероятно, будут взаимодействовать с домашним животным, выделяющим устойчивую кишечную палочку», — подчеркнул Мэтью Эйвисон, профессор молекулярной бактериологии Бристольского университета, который руководил исследованием.

Ученые пояснили, что сырое мясо, которое сегодня продается для употребления человеком или домашними животными, с большой вероятностью будет заражено устойчивой к антибиотикам кишечной палочкой. Но во время приготовления пищи, бактерии погибают, а если при этом быть очень острожным и тщательно мыть руки после обращения с сырым продуктом, можно снизить риск проглатывания бактерий. Однако мясо для собак зачастую такого качества, которое не предполагает готовку и термическую обработку.

Рекомендации ученых для хозяев питомцев

Исследователи подчеркивают, что можно принимать индивидуальные меры для снижения риска попадания такой бактерии в организм.

1. Переходить на другой рацион, без сырого мяса. И выбирать мяса высокого качества, которое можно было бы приготовить.

2. Выбирать для сырого кормления мяса животных, выращенных на фермах с незначительным использованием критически важных антибиотиков.

Но также необходимо внедрение более строгих правил в отрасли:

• дополнительно стимулировать компании-производители сырого мяса для собак, закупать сырье на фермах с соответствующей политикой использования антибиотиков;

• тестировать мясо на наличие устойчивых к антибиотикам бактерий перед продажей.

Требования к допустимому количеству бактерий в свежем мясе должны стать строже для компаний, считают ученые, если человечество хочет избежать возвращения времен, когда у нас не было лекарств против самых простых бактерий, становившихся смертельными.