Найдена настоящая могила отца Александра Македонского: почему она оказалась очень скромной для царя?

Филиппа II опознали по сломанной кости ноги

15 февраля 2024

piemags via Legion Media

Почти 50 лет назад археологи сделали потрясающее открытие при раскопках древнего города Вергина на севере Греции. Они нашли три царские гробницы с останками семьи Александра Македонского, датируемые IV веком до нашей эры. В то время их считали отцом, сыном и старшим сводным братом великого воина, но результаты нового исследования показывают, что прежде ученые немного спутали семейные узы.

Чтобы идентифицировать скелеты, археологи изучили древние записи о каждом ближайшем родственнике Александра Македонского. Во внимание взяли даже самые мелкие травмы и аномалии и сравнили их с рентгеновскими снимками каждого скелета. В результате, как рассказывают авторы работы, опубликованной в издании Journal of Archaeological Science: Reports, опознать Филиппа II удалось по сросшемуся коленному суставу — эта травма соответствовала «историческим свидетельствам хромоты короля». Исследователи также предположили, что он был похоронен рядом с одной из своих жен, царицей Клеопатрой, и их новорожденным ребенком.

При этом изначально считалось, что Филипп II похоронен в соседней гробнице. Но на скелете, обнаруженном там, не было никаких физических травм. Из-за этого археологи пришли к выводу, что останки, которые раньше приписывали королю, на самом деле принадлежат Филиппу III, который правил Македонией после смерти победителя битвы при Гавгамелах. Похоронен Филипп III был вместе со своей женой Адеей Эвридикой — ее скелет оказался окружен оружием.

Еще один интересный факт: первая гробница (в ней лежали останки отца Александра Македонского) была очень маленькой и бедной по сравнению со второй (где покоился Филипп III с супругой), которая была очень большой и богатой. Археологи связывают это с историческими свидетельствами того, что Македония находилась в состоянии банкротства, когда Александр начал свою кампанию, и стала весьма состоятельным государством, когда талантливый полководец завоевал половину известного тогда мира. И разница убранства гробниц лишний раз подтверждает правоту авторов нового исследования.

Была и третья гробница. В ней, как выяснили исследователи, были останки Александра IV, сына Александра Великого, убитого в борьбе за власть после смерти своего отца.

А вот место захоронения самого Александра Македонского до сих пор остается загадкой. Зато не так давно выяснилось, что шумеры считали его живым богом.