Найден способ вылечить детей с нейробластомой при помощи тропической лихорадки

Кажется, врачам удалось победить одну болезнь с помощью другой

10 января 2024
Найден способ вылечить детей с нейробластомой при помощи тропической лихорадки
BSIP

Команда ученых и врачей из Детской больницы Немура и Медицинского колледжа Университета центральной Флориды (США) смогла в ходе научного эксперимента уничтожить опухоли у мышей с нейробластомой с помощью введения в их организм вируса Зика. Исследование показало, что африканская лихорадка может стать эффективным агентом против одного из самых опасных и смертельных видов рака у детей. Результаты работы опубликованы в журнале Cancer Research Communications.

Что такое нейробластома и как с ней борются врачи

Нейробластома — одна из семи самых распространенных причин детских смертей от рака. Эта злокачественная опухоль обычно развивается в симпатической нервной системе и надпочечниках. Часто диагностируется у младенцев и детей до пяти лет, образуясь в нервных клетках по мере их развития. Хотя этот рак составляет примерно 6% от всех случаев онкологии у детей, у него непропорционально высок процент смертей — 15% от всех, связанных с детским раком.

Сегодня методы борьбы с нейробластомой — это хирургическое удаление опухоли, лучевая и химиотерапии. Однако в 30–40% случаев они оказываются неэффективными. За последние 20 лет выживаемость детей с нейробластомой практически не выросла. Этим пациентам остро необходимы новые методы лечения, говорят врачи.

Ученые в поисках других видов терапии нашли нетрадиционный подход — онколитические свойства обнаружились у некоторых вирусов. В качестве «лекарства от рака» использовались уже такие вирусы, как гепатит, вирус Эпштейна — Барр, вирус Западного Нила и аденовирус. В недавних исследованиях специалисты нашли еще один онколитический агент — вирус Зика. Эта инфекция встречается в Африке, Азии и Латинской Америке, и подобно некоторым другим лихорадкам, переносится комарами. 80% заражений протекают бессимптомно, остальные часто переносятся сравнительно легко, проявляются повышением температуры, сыпью, конъюнктивитом.

Почему вирус побеждает рак

Однако недавно исследователи также обнаружили, что у беременных женщин вирус Зика может передаваться плоду и приводить к врожденной микроцефалии. Изучая это открытие, эксперты пришли к выводу, что инфекция Зика нацеливается как на мишень на белок развития CD24 у ребенка, не дает его клеткам делиться и снижает его количество. Что и приводит к нарушениям развития плода.

Этот же белок CD24 вырабатывается в избыточном количестве такими видами рака, как нейробластома. Ученые предположили, что, уменьшая количество белка с помощью вируса, можно будет воздействовать на опухоль. В ходе нового исследования команда вводила мышам с нейробластомами клетки вируса Зика и контролировала размеры опухолей три раза в неделю в течение месяца. В результате у животных, которые получили самые высокие дозы вируса, опухоли исчезли полностью. Повторное обследование через месяц не выявило признаков рецидива.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.researchgate.net/profile/Joseph-Mazar-2">Джозеф Мазар</a></p>

«При дальнейшей проверке вирус Зика может стать чрезвычайно эффективной промежуточной терапией для пациентов с нейробластомой высокого риска».

В то время как у пациентов со здоровым уровнем этого гикопротеина вирус Зика может приводить к патологиям, у людей с повышенной экспрессией белка из-за рака он может стать спасительным агентом, который уничтожает опухоль.

Врачи отмечают, что не все пациенты хорошо реагируют на химиотерапию. Новое открытие может проложить путь к разработке лекарства от этого вида рака и повышению выживаемости детей. Однако потребуются дополнительные исследования, чтобы проверить безопасность использования вируса Зика в качестве терапии онкологии.

Ранее медикам удалось «натравить» на раковые клетки оспу.