Наездники: монстры, удивившие Дарвина

Представьте себе ловких изощренных паразитов, которые делают из своих хозяев зомби, управляют ими, медленно, но верно поедают их изнутри, а когда приходит время, выходят наружу, оставляя после себя бездыханные тела жертв. Это не персонажи из очередного блокбастера, они существую и живут рядом с нами! Речь о необычных насекомых — наездниках.

Наездники: монстры, удивившие Дарвина

В мире известно более 100 тысяч видов наездников. Среди них встречаются еле приметные крохи величиной около 1 (одного) миллиметра и ярко окрашенные красавцы длиной до 5 сантиметров. Почти все они за редким исключением ведут паразитоидный образ жизни. Иными словами, это паразиты, убивающие своих хозяев.

Самки представителей семейств ихневмонид и браконид отличаются эффектной внешностью: небольшая изящная голова, тонкая осиная талия и длинный яйцеклад, похожий на шпагу. Они без устали летают в поисках гусениц и личинок других насекомых. В полете не жужжат, что позволяет им незаметно приблизиться к жертве. Обнаружив беззащитную гусеницу, наездник оседлывает ее, а затем с хирургической точностью при помощи яйцеклада откладывает под ее кожу яйца. При этом некоторые виды используют паралитические яды.

Из яйца выводится прожорливая личинка, которая сразу же приступает к поеданию плоти. Сначала она питается жировыми тканями, но по мере роста в пищу постепенно идут жизненно важные органы хозяина. Гусеницы погибает медленно и мучительно. Когда приходит время для превращений, личинка наездника прогрызает кожу гусеницы и окукливается. Некоторые виды наездников научились зомбировать гусениц так, что те охраняют коконы своих паразитов!

Наездники: монстры, удивившие Дарвина

Знаменитый натуралист, основоположник эволюционного учения Чарлз Дарвин, познакомившись в подобными проявлениями природы, написал: «Я признаю, что не так отчетливо вижу во всем промысел Божий и дарованную нам благодать. В мире, по-моему, слишком много страданий. Не верится, что всемогущий и милосердный Всевышний нарочно создал ихневмонов для единственного предназначения — паразитировать в организмах гусениц и пожирать их изнутри».

Впрочем, наездники примечательны не только этим. У некоторых видов, например, наблюдается уникальный способ размножения, называемый полиэмбрионией. Он заключается в том, что яйцо, отложенное в тело носителя, начинает дробиться. Таким образом, в теле гусеницы развивается не один, а десятки наездников.

Тли, зараженные личинками наездников афидиид, нередко спускаются на нижние части растений, раздуваются и становятся неподвижной мумией. В конце лета из мумифицированной тушки вылетает новое поколение паразитов.

Наездники яйцееды специализируются на откладывании своих яиц в яйца других насекомых. Другие их сородичи — эфиальтины обладают поразительно длинным яйцекладом и умением находить под корой личинок жуков. Наездники из этого семейства очень чувствительны: обнаружив под корой движение, они безошибочно вводят яйцеклад в жертву и тем самым обеспечивают потомство не только едой, но и добротным жильем.

К счастью, ни один из членов большого клана наездников не рассматривает в качестве носителя для своей личинки человека. Более того, даже грозно выглядящий яйцеклад, способный сделать отверстие в коре, не используется ими как оружие против нас. Впрочем, не исключено, что некоторые писатели-фантасты или сценаристы, изучавшие жизнь этих созданий, вполне могли вдохновиться ими на создание образов своих инопланетных монстров.

Фото: предоставлены автором