Нацарапали в спешке: археологи нашли в хеттской столице 249 загадочных символов

Ученым предстоит поломать голову над рисунками древнего народа

15 сентября 2022
Ранее найденный в Хаттусе барельеф
Norman Barrett / Alamy
Arkeonews

Столица древнего Хеттского царства Хаттуса расположена на территории современной Турции. Археологи относят руины к бронзовому веку — временам около 2000 года до нашей эры, когда это забытое ныне государство простиралось от Эгейского моря на западе до берегов Евфрата на востоке.

Недавно во время раскопок археологи обнаружили 249 загадочных символов в каменном тоннеле Еркапы. Ученые считают, что возраст этих знаков насчитывает около 3500 лет.

Еркапы по-турецки означает ворота в земле, что довольно точно описывает расположение тоннеля — он расположен внутри искусственной насыпи и является самой южной точкой городских стен.

Сейчас ученые разных специальностей исследуют письмена, которые предварительно сочли изображениями богов. Сам тоннель Еркапы, видимо, не имел оборонительного значения, а, скорее всего, был культовым сооружением.

Возможно, именно иероглифы помогут исследователям разгадать истинное назначение туннеля. Хотя время не пощадило некоторые знаки, большинство из них хорошо сохранились.

Андреас Шахнер

«Поскольку они написаны краской, нам нужно интерпретировать их как граффити. Мы предполагаем, что их создавали не долго и таким образом, чтобы смысл можно было быстро считать».

Большинство иероглифов, найденных в тоннеле, можно увидеть на монументальных надписях и печатях. Поэтому ученым предстоит кропотливая работа — соотнести уже расшифрованные тексты с новыми находками.

Хетты известны в основном по клинописным текстам, но новое открытие показывает, что хеттская культура также имела и другую систему письма — анатолийскую. После распада Хеттского государства клинопись исчезла, но анатолийскими иероглифами продолжали пользоваться.

В южной части Центральной Анатолии такие надписи наносили даже во время железного века, то есть тогда, когда хетты уже давным-давно сошли с исторической арены.