На Земле найдено «марсианское» озеро

Оно помогает узнать, как зарождалась жизнь

1 февраля 2022Обсудить

Озеро в кратере вулкана Поас в Коста-Рике — одно из самых неблагоприятных мест обитания на планете. Вода с экстремально повышенной кислотностью, насыщенная токсичными металлами, кажется, совершенно неприспособленной для жизни. Но это не так.

На Земле найдено «марсианское» озеро
Justin Wang

В 2013 году здесь был обнаружен единственный вид микробов из рода Acidiphilium. Этот тип бактерий обычно встречается в кислых стоках шахт и гидротермальных системах. Ученым было известно, что эти бактерии имеют несколько генов, которые позволяют адаптироваться к различным условиям.

«Один из наших ключевых выводов заключается в том, что в этом экстремальном вулканическом озере мы обнаружили лишь несколько типов микроорганизмов, но потенциальное множество способов их выживания, — рассказал один из автором исследования Джастин Ван (Justin Wang) из Колорадского университета в Боулдере (США). — Мы считаем, что во время извержений они выживают на окраинах озера. В этом случае пригодится широкий набор генов».

Ученые вернулись на озеро спустя несколько лет, надеясь выяснить, как изменилось микробное сообщество в озере, учитывая, что за это время произошло несколько землетрясений. Изучив геном микроорганизмов, ученые обнаружили, что бактерии отличаются набором генов, которые помогают переносить экстремальные и меняющиеся условия. К тому же экстремофилы создавали для себе энергию из серы, железа и мышьяка.

Исследователи считают, что именно в таких геотермальных водоемах могла зародиться первая жизнь на Земле. Не исключено, что и по тому же сценарию могла развиваться ситуация и на Марсе. Если, конечно, на Красной планете когда-либо существовала жизнь. Изучение «населения» этого озера, микробов-экстремофилов, может дать подсказки на этот вопрос.

«Наше исследование дает представление о том, как „земная жизнь“ могла существовать в гидротермальной среде на Марсе, — объясняет Ван. — Но существовала ли когда-либо жизнь на Марсе и похожа ли она на микроорганизмы, которые мы обнаружили, — это все еще большой вопрос».