На Земле и орбите: где и как снимали фильм «Вызов»

Отправляемся на экскурсию по местам съемок и раскрываем интересные подробности

23 ноября 2023

Отечественный фильм «Вызов», вышедший на экраны весной 2023 года, впечатляет прежде всего сценами, в которых действие разворачивается на борту Международной космической станции (МКС). Хотя современные кинотехнологии позволяют имитировать невесомость в кадре, создатели «Вызова» пошли по пути максимальной реалистичности — осенью 2021 года режиссер фильма Клим Шипенко и сыгравшая главную героиню актриса Юлия Пересильд провели на МКС 12 дней. Vokrugsveta.ru рассказывает, как проходили съемки фильма в космосе и где снимали остальные эпизоды «Вызова».

PR-служба студии Yellow, Black and White

По сюжету фильма российский член экипажа МКС (его роль исполнил космонавт Олег Новицкий) получает серьезную травму грудной клетки во время выхода в открытый космос и нуждается в операции. На Земле начинают срочно искать торакального хирурга, который сможет пройти ускоренную подготовку к полету на орбиту и спасти жизнь космонавту. В итоге выбор падает на Евгению Беляеву (ее играет Юлия Пересильд) — именно ей придется провести первую операцию в условиях невесомости и без профессиональных ассистентов.

5 мест на Земле, где снимали фильм «Вызов»

На сцены, снятые в космосе, приходится менее четверти фильма — остальные эпизоды снимались в течение двух месяцев на космодроме Байконур и военном аэродроме Чкаловский, а также в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, санатории «Вороново» и в специально построенном для съемок павильоне.

Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина

В Центре подготовки космонавтов (ЦПК), расположенном в подмосковном Звездном городке, снимали сцены испытаний кандидатов для полета и тренировок перед стартом. Для этого были задействованы залы с тренажерами, имитирующими российский сегмент МКС и пилотируемый корабль «Союз», а также комплексы гидролаборатории.

PR-служба студии Yellow, Black and White

Не обошлось и без центрифуги. В фильме героиня Пересильд заканчивает испытания в ней с перегрузкой в 6G. В реальности актриса на тренировках, как все космонавты и космические туристы, отправляющиеся на МКС, выдерживала стандартную восьмикратную перегрузку.

Аэродром Чкаловский

Подготовка к полету на орбиту включает пребывание в условиях отсутствия гравитации. Для их создания используется самолет Ил-76 МДК — летающая лаборатория, предназначенная для тренировок космонавтов. Чтобы создать искусственную невесомость, самолет сперва набирает высоту, а затем резко сбрасывает ее — так находящиеся внутри люди получают возможность примерно полминуты полетать по просторному фюзеляжу.

Ил-76 МДК

Внутреннее пространство самолета имитирует орбитальную станцию

Ил-76 МДК

PR-служба студии Yellow, Black and White

Ил-76 МДК базируется на военном аэродроме Чкаловский, который находится по соседству со Звездным городком. Именно там, а также на борту самолета в течение трех дней снимали эпизоды «Вызова», в которых герои фильма пытаются понять, как можно провести хирургическую операцию в невесомости. По словам Юлии Пересильд, постоянное отсутствие гравитации на МКС ощущается несколько иначе, чем кратковременное в летающей лаборатории.

Павильонные съемки

Одна из самых эмоциональных сцен фильма — напряженное наблюдение из Центра управления полетами (ЦУП) за операцией, которую проводит на МКС Евгения Беляева.

PR-служба студии Yellow, Black and White

— Мне интересно было снимать сцену ожидания в ЦУПе. Нужно было сделать это зрелищно, не прибегая к каким-либо экшн-сценам, — рассказывал Клим Шипенко в документальном фильме Первого канала «Прими „Вызов“. Почувствуй силу!»

Специально для этих съемок в кинопавильоне в Москве была воссоздана точная копия реального ЦУПа, который находится в подмосковном Королёве. Монтаж этих декораций занял два месяца.

Космодром Байконур

На космодроме, с которого к МКС стартуют пилотируемые и грузовые российские корабли, съемочная группа сперва побывала во время подготовки к запуску корабля «Союз МС-19», на борту которого Клим Шипенко и Юлия Пересильд отправились на МКС в компании космонавта Антона Шкаплерова. Спустя 12 дней команда проекта снимала возвращение режиссера и актрисы на Землю в окрестностях казахстанского города Жезказган, расположенного в 400 километрах от Байконура. Права на ошибку и второй дубль не было, так что камеру включили, как только в небе появился купол парашюта спускаемой капсулы.

На Земле и орбите: где и как снимали фильм «Вызов»

Юлия Пересильд после возвращения на Землю, 17 октября 2021 года. Эмоции актрисы побывавшей в космосе, включили в итоговый монтаж «Вызова»

Roscosmos via Legion Media

Спустя год после полета Шипенко и Пересильд в космос создатели «Вызова» вернулись на Байконур, чтобы доснять сцены, которые из-за предстартовой подготовки и карантина невозможно было отработать перед запуском. Среди локаций, где проходили съемки, в фильме можно заметить аллею космонавтов, гостиницу «Космонавт», и стартовый комплекс «Восток».

На Земле и орбите: где и как снимали фильм «Вызов»

С 1961 года космонавтов на стартовую площадку отвозят на специальном автобусе. Сцена поездки в нем также вошла в фильм

Санаторий «Вороново»

На базе санатория «Вороново» в Новой Москве для съемок «Вызова» построили декорации Национального космического центра (НКЦ). В реальности такого объекта в России пока не существует — строительство будущего НКЦ ведется с 2019 года в Москве на территории Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева.

PR-служба студии Yellow, Black and White

Доминантной комплекса должна стать 47-этажная башня высотой около 300 метров, но в фильме НКЦ выглядит скромнее. Съемочной группе «Вызова» приглянулся монументальный главный корпус санатория «Вороново», построенный в советские годы. Основным местом съемок внутри здания был выбран просторный и светлый атриум.

Денежный вопрос

Согласно официальным данным, бюджет фильма составил чуть больше 900 миллионов рублей. В прокате же «Вызов», вышедший под лозунгом «Первый фильм, снятый в космосе», собрал свыше 2,1 миллиарда рублей. По состоянию на ноябрь 2023 года по этому показателю он занимает 6-е место среди всех отечественных кинолент*.

* По данным «Бюллетеня кинопрокатчика»

Съемки на МКС

О целесообразности организации съемок «Вызова» в космосе, а не в павильоне киностудии с использованием спецэффектов до сих пор ведутся споры. Решение отправить на МКС двух членов съемочной группы отразилось на сроках пребывания некоторых членов экипажа на борту станции и не нашло одобрения у ряда профессиональных космонавтов.

Тем не менее «Вызов» стал первым в истории полнометражным фильмом, частично снятым в космосе профессионалами, а кадры, в которых действие разворачивается на орбите, получились зрелищными и атмосферными. Да и какая графика повторит фирменную «укладку» Юлии Пересильд в невесомости? Колом стоящие волосы актрисы могут составить конкуренцию самым узнаваемым голливудским прическам.

Старт корабля «Союз МС-19», 5 октября 2021 года

PR-служба студии Yellow, Black and White

Чтобы попасть на МКС, Климу Шипенко пришлось сесть на диету. Когда стало понятно, что на орбиту полетит именно он, режиссер весил 105 килограммов, тогда как максимально допустимый вес для космонавта составляет 95 килограммов. Так что Шипенко пришлось вести учет потребленных калорий, отказаться от алкоголя и регулярно заниматься спортом. Как только корабль «Союз МС-19» вышел на орбиту, режиссер сразу же начал снимать. На кнопку «стоп» он нажал только после стыковки со станцией.

— Достал бы [камеру] и раньше, но в целях безопасности, этого нельзя было делать, — признавался Шипенко в документальном фильме Первого канала.

Корабль «Союз МС-19» во время сближения с МКС, 5 октября 2021 года

NASA/Shane Kimbrough, Public domain, via Wikimedia Commons

На станции ему выделили целый модуль, в котором Шипенко разместил съемочную аппаратуру. Здесь же было и его спальное место. А Юлии Пересильд уступил свою каюту космонавт Олег Новицкий, который на время съемок перебрался в модуль «Наука».

Поскольку режиссеру и актрисе приходилось работать за целую съемочную группу, они выполняли множество дополнительных обязанностей. Например, Шипенко был оператором, а Пересильд занималась реквизитом и гримом. Посильную помощь им оказывали космонавты Антон Шкаплеров, Олег Новицкий и Петр Дубров, которые сыграли в «Вызове» самих себя.

7 интересных фактов о том, как снимали фильм «Вызов» в космосе

1. Около 14 килограммов съемочной аппаратуры были доставлены на МКС на грузовом корабле «Прогресс МС-17» за несколько месяцев до прибытия Клима Шипенко и Юлии Пересильд.

2. Обычное съемочное оборудование непригодно к использованию на МКС. Например, в невесомости нельзя просто закрепить камеру на штативе и начать снимать. Поэтому на орбите Шипенко приходилось фиксировать аппаратуру на стенках модулей МКС в соответствии со схемами, опробованными на макете станции.

3. Клим Шипенко взял в космос шлем для регби, ставший настоящим спасением для режиссера, который так сосредотачивался на съемочном процессе, что часто терял ориентацию в пространстве и натыкался на углы и выступы, которых на МКС хватает с избытком. Шлем защитил его голову от травм.

4. По сценарию фильма во время подготовки на Земле героине приходит идея использовать для фиксации хирурга во время операции в невесомости лыжные ботинки. Однако в реальности всё, что доставляется на МКС, должно проходить предварительную сертификацию. Времени на это не было, поэтому по предложению оператора Сергея Астахова в фильме идею с ботинками дорабатывают — вместо них используются похожие по смыслу конструкции из алюминия.

5. 5 октября 2021 года корабль «Союз МС-19» не смог пристыковаться к российскому сегменту МКС в автоматическом режиме. Тогда по команде с Земли корабль подвел к стыковочному узлу космонавт Антон Шкаплеров, который, по словам Юлии Пересильд, «мастерски справился с ручным управлением». На Землю Шипенко и Пересильд благополучно вернулись на корабле «Союз МС-18» 17 октября в компании космонавта Олега Новицкого.

6. В фильме космонавты разрешают героине Юлии Пересильд «тайком» выйти в открытый космос. На практике совершить такое без ведома ЦУПа невозможно, и на самом деле актриса не покидала пределов станции.

7. Вопреки распространившейся в интернете шуточной новости, никакая часть исходников фильма не была утеряна. Для надежности весь отснятый материал ежедневно передавался на Землю по специальному каналу связи.