На вес золота: ученые выяснили, откуда в средневековый Киев попадали «рыбьи зубы»

Местные мастера использовали для поделок материал из другой части света

25 апреля 2022
Legion Media

В русских летописях часто упоминаются «рыбьи зубы» — их дарили наряду с очень ценными предметами, такими, как шкуры соболей. Под этим названием скрывается моржовый клык — ценный поделочный материал до начала поставок слоновой кости из Африки.

Международная группа ученых изучила 9 образцов моржовой кости, найденных в Киеве. Результаты опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Исследователи сопоставили древнюю ДНК образцов из Киева с ДНК изделий из моржовой кости, добытой в разных местах. Выяснилось, что 6 образцов с большой вероятностью попали в Киев с берегов Гренландии или даже из Канадской Арктики. Еще два, вероятнее всего, тоже привезли с «зеленой земли», но изотопы показывают, что моржей могли добыть и в Баренцевом море. Кроме того, на Гренландию указывает стилистика самих поделок.

Ранее считалось, что моржовая кость в XI веке прибывала в Киев из Новгорода, главного торгового города на севере Руси. Новые исследования показали, что торговля с викингами полностью не прервалась, связи Киева с норманнами сохранялись.

Исследованные 9 образцов нашли в районе Подола, между Днепром и его правым притоком Почайной, ныне несуществующим. В XII веке здесь располагались рынок и достаточно богатый производственный район.

Кроме моржовых костей, археологи раскопали много заграничных вещей середины и конца XII века. Артефакты привезены как из северных территорий — из Германии, так и с юга — из Византии. Кстати, изделия из «рыбьих зубов» ценились выше, чем предметы из слоновой кости.