Впервые описан неизвестный 7-й континент Земли: чем он отличается от остальных?

Новая Зеландия оказалась вершиной «айсберга»

28 сентября 2023
Впервые описан неизвестный 7-й континент Земли: чем он отличается от остальных?
Континент Зеландия располагается посреди Тихого океана восточнее Австралии, но почти целиком скрыт под водой.

Прежде неизвестный, седьмой по счету континент, получивший название Зеландия, был открыт группой новозеландских геологов в 2017 году. Его площадь достигает свыше пяти миллионов квадратных километров, что составляет две трети Австралии. Однако, несмотря на столь внушительные размеры, нет ничего удивительного в том, что Зеландию не открыли раньше — дело в том, что 95% поверхности континента погружено в воды юго-западной части Тихого океана.

Над водой возвышаются лишь верхняя часть огромной горной гряды (это два острова Новой Зеландии) и несколько отдельных горных пиков — это небольшие тихоокеанские острова. После того, как о Зеландии написали все мировые СМИ, появились предположения, что этот «потерянный» континент — та самая Атлантида. Однако Зеландия исчезла под водой задолго до появления на Земле человека, около 40 миллионов лет тому назад.

До сих пор о седьмом континенте планеты, из-за его недоступности, было известно очень мало. Команда геологов из Новой Зеландии, Новой Каледонии, Австралии, США, Дании и Тасмании, статья которых опубликована в журнале Tectonics, впервые составила геологическую карту Зеландии. Для этого ученые изучили образцы обломков скальных пород с побережий островов, являющихся частью подводного континента, а также образцы, полученные во время бурения в открытом океане и собранные на океанском дне.

Вдоль внешних границ материка были найдены подводные отложения песчаника, возраст которых составляет примерно 95 миллионов лет, и еще более древние отложения вулканической горной породы — базальта. По оценкам геологов, когда Зеландия была сушей, ландшафт на ней напоминал современный запад США и северо-запад Мексики.

Около 40 миллионов лет назад континент постепенно опустился под воду. Произошло это, как предполагают ученые, из-за бурной тектонической активности в зонах разломов земной коры, окружающих Тихий океан.

В частности, геологи подозревают, что большая зона тектонического разлома протянулась вдоль южной границы Зеландии. Этот «шрам» на коре Земли сформировался, когда Зеландия отделилась от Антарктиды и Австралии около 150 миллионов лет тому назад. В ходе этого процесса континентальная кора растянулась и истончилась: если у остальных континентов планеты толщина коры составляет от 30 до 45 километров, то у Зеландии — от 10 до 30 километров.

Но пока одни ученые описывают седьмой континент, другие предупреждают, что через 250 миллионов лет все части света сольются воедино. И жить на этом «мегаострове» будет столь невыносимо, что человек вымрет.