На Балканах обнаружили остатки древнейшей в мире косметики

Она оказалась старше аналогичных артефактов из Месопотамии и Египта

15 июля 2021

Исследователи из Словении и Германии, проводившие раскопки на Балканах, обнаружили следы самых древних известных косметических средств. Их возраст составляет более 6000 лет.

На Балканах обнаружили остатки древнейшей в мире косметики
Journal of Archaeological Science: Reports

Еще в 2014 году во время археологических работ на севере Словении ученые нашли там маленькие бутылочки конической формы, изготовленные из глины. Вначале специалисты предположили, что артефакты использовались в качестве детских игрушек или предназначались для хранения лекарств. У флаконов были небольшие отверстия в области горлышка, а значит, их носили на шее или на поясе. Рядом с бутылочками были найдены длинные тонкие инструменты, возможно, для извлечения содержимого. Эти факторы натолкнули специалистов на мысль провести более скрупулезное исследование.

Анализ показал наличие в сосудах следов церуссита, это минерал белого цвета, порошок которого добавляли в белила для лица. Его активно применяли в древности и продолжали использовать до недавнего времени для изготовления красок, пока не выяснилось, что он опасен для здоровья, так как содержит свинец.

Также в бутылочках были найдены небольшие частицы животного жира, пчелиного воска и растительных масел. Так ученые пришли к выводу, что во флаконах содержалась косметика. Артефакты датировали 4350–4100 годами до н. э. Косметические средства оказались старше аналогичных находок из Месопотамии и Египта.

Археологи заключили, что эту косметику использовали местные охотники и собиратели — представители Ласиньской культуры.

Использованы материалы Phys.org