«Мы думали, что знаем уже всех»: на острове Пасхи нашли еще одну каменную статую

Всего ученым известно около тысячи моаи, и, кажется, этот список еще будет пополняться

2 марта 2023
Wirestock

В кратере на вулканическом острове Пасхи (Чили) обнаружили новую моаи — вытесанную из туфа монолитную статую, которыми остров известен на весь мир. Она меньше своих предшественников, но, по словам ученых, археологически значима — это первый истукан, найденный на дне пересохшего озера.

Прежде это место было недоступно для исследований. Специалисты предполагают, что водоем высох из-за изменения климата, это и позволило археологам провести раскопки. Моаи была замечена среди тростника, бо́льшая ее часть погружена в ил.

Erin Brady/ABC News via Good morning America

Монументальные сооружения острова Пасхи создавали его аборигены, народ рапа-нуи. Их считали священными, согласно поверьям, в них заключалась сила предков. До наших дней сохранилось около тысячи моаи, самый высокий достигает примерно десяти метров. Весить истуканы могут от 3–5 до 80 тонн.

Помимо того, что это культовые сооружения, благодаря которым остров стал национальным парком и объектом ЮНЕСКО, для местного населения это история народа, отмечают ученые.

По словам главы организации коренных народов «Мау Хенуа» Сальвадора Атана Хито, находка была сделана именно тогда, когда большинство считало, что на острове больше нечего открывать.

Сальвадор Атан Хито

«Для народа рапа-нуи это очень важное открытие. Потому что никто не знал, что статуя может быть здесь, в озере, и никто не знал, что она вообще существует — даже наши предки, наши бабушки и дедушки. Мы думали, что знаем уже всех моаи, и прежде никогда не находили их на дне озер».

По мнению археологов, если в озере есть один моаи, могут быть и другие. Поэтому специалисты планируют продолжить раскопки в этой местности, которая открывалась благодаря новым засушливым условиям. Разведка с помощью специальной аппаратуры должна проверить, есть ли что-то под донными отложениями. Также команда будет искать инструменты, которые использовали для создания статуй и надписей.

Год назад музей в Сантьяго сообщил о своем решении вернуть одну из статуй на исконное место — остров Пасхи.