Можно ли возродить мамонта?

Mario Deambrogio / Alamy / Legion-Media

Теоретически можно, причем двумя способами. В первом случае для этого нужно оплодотворить спермой мамонта самку близкого вида, к примеру азиатскую слониху. Для второго варианта необходимо выделить ядро из соматической клетки мамонта и поместить его в яйцеклетку слонихи, лишенную собственного ядра, а яйцеклетку — в матку. Когда через 10 месяцев на свет появится женская особь мамонтослона, ее следует вновь скрестить с мамонтом, и таким образом приблизительно через три поколения можно вывести «мамонта на 90%». Но пока эти планы не осуществились, потому что ученые не нашли жизнеспособных, пригодных для оплодотворения или клонирования клеток мамонта.

Некоторые специалисты полагают, что найти ничего и не удастся, так как клетки и ДНК мертвого организма быстро распадаются, даже если тысячелетиями пребывают в вечной мерзлоте. Если живые клетки мамонта когда-нибудь найдутся и будут расти в питательной среде, неизвестно, выживет ли мамонтовое ядро в слоновьей цитоплазме и получится ли жизнеспособный зародыш. Все-таки слон и мамонт — разные виды, и если окажется, что количество хромосом у них не совпадает, скрещивание будет невозможно.

Более того, на каждой стадии подобных экспериментов, как показывает практика клонирования мышей, коров и некоторых других животных, возможны свои проблемы: львиная доля клонов погибает еще до пересадки в материнский организм; из пересаженных эмбрионов большинство погибает, даже не успев прикрепиться к матке.

Частая гибель клонированных зародышей связана с тем, что геном пересаженного ядра не может своевременно и правильно перестроиться со своей предыдущей программы на обеспечение развития эмбриона. Сомнительна и экономическая целесообразность затеи.