Можно ли «отмотать назад» свой возраст? Да, говорят генетики, и вот как стать новым Дорианом Греем

Ученые показали, как повернуть вспять ход собственных биологических часов

25 апреля 2023
Кадр из фильма «Дориан Грей» (2009 г., реж. Оливер Паркер).
Photo 12 / Alamy

Стресс быстро увеличивает наш биологический возраст, но есть и хорошая новость — эти «часы старения организма» можно повернуть вспять. Международная команда ученых под руководством Гарвардской медицинской школы (США) наблюдала колебания биовозраста у людей и мышей после различных форм сильного стресса и восстановления от него. Результаты исследования, опубликованного в журнале Cell Metabolism, ставят под сомнение то, что изменение возраста возможно только в одном направлении.

Известно, что биологический возраст организмов не связан неразрывно с «реальным» хронологическим возрастом. Человек по биологическим часам может быть старше или моложе своих «календарных» лет. Также все больше исследований сообщают о том, что биовозраст могут увеличивать болезни, медикаменты, изменение образа жизни, окружающая среда. Ранее принято было считать, что биовозраст неуклонно растет, однако уже звучали предположения ученых, что он, как минимум, изменчив и обратим. Оставалось неизвестным, как именно его можно менять.

В новом исследовании авторы использовали самые мощные инструменты — биомаркеры старения, доступные на данный момент. Это так называемые часы метилирования ДНК, которые были усовершенствованы: было замечено, что уровни метилирования на разных участках генома предсказуемо меняются с течением хронологического возраста.

С их помощью ученые измеряли изменения биовозраста у людей и мышей как реакцию на различные стимулы стресса, в том числе болезни, серьезные операции, беременность и роды, тяжелую форму COVID-19. Так, у пациентов с серьезными травмами было выявлено сильное и резкое увеличение биологического возраста сразу после операции. Однако через несколько дней после операции, за которые медики помогали больному восстановиться, биовозраст также вернулся к исходному уровню, увеличение было обращено вспять.

Аналогичные результаты наблюдались у беременных после родов — биочасы также возвращались назад по мере восстановления организма, хотя с разной скоростью и в разной степени. Людям и мышам после коронавируса вернуться к исходному биологическому возрасту помогал иммунодепрессивный препарат тоцилизумаб.

По выводам команды генетиков, увеличение биологического возраста из-за стресса может частично сказываться на смертности. Но при этом оно является временным и может возвращаться к прежнему уровню после восстановления. Это наводит на мысль, что смертность можно снижать, а продолжительность жизни — увеличивать за счет уменьшения биологического возраста. Поэтому будущие исследования должны подробнее изучить методы помощи организму для восстановления после стрессов, делают вывод ученые.