Может ли «насытиться» черная дыра?

Skorzewiak / Alamy via Legion Media

Нет

Масса черной дыры теоретически может расти бесконечно, однако для этого из окружающего пространства к ней должно постоянно притекать новое вещество. В обычных условиях это невозможно, поскольку количество вещества вблизи черной дыры ограничено. К тому же дыра способна притянуть только те объекты, чья скорость слишком мала, чтобы сопротивляться ее гравитации.

Если, например, заменить Солнце на черную дыру такой же массы, то Земля и прочие планеты не упадут на нее в силу высокой скорости своего вращения. Предположим теперь, что черная дыра находится в середине вращающегося пылевого облака. Тогда на нее тоже упадет только та часть пылинок, чья скорость недостаточно велика, чтобы «убежать» от мощной силы притяжения черной дыры. Дыра как бы выест центральную часть облака, а его периферийная область останется нетронутой.

Сверхмассивные черные дыры существуют в центрах большинства крупных галактик многие миллиарды лет, и за это время они уже поглотили основную часть доступного для них газа и звезд. Теперь почти все они сидят на голодном пайке. Это же относится и к черной дыре, расположенной в центре нашей Галактики.