Может ли черная дыра уничтожить Землю?

Черная дыра поглощает нейтронную звезду
Dana Berry / NASA

Могла бы, если бы находилась слишком близко

Черная дыра может уничтожить планету несколькими путями. Гравитация черной дыры могла бы нарушить орбиту Земли, передвинув ее ближе к Солнцу или дальше от него (земной шар при этом не исчезнет, но живым существам не поздоровится), а то и столкнув с другой планетой. Для этого черной дыре массой со звезду пришлось бы зайти в Солнечную систему.

К счастью, столь тесные сближения звезд исключительно редки. Кроме того, ближайшее к черной дыре полушарие Земли будет притягиваться к ней сильнее, чем противоположное. Если этот перепад сил окажется достаточно велик, планета буквально разорвется на кусочки. Однако для этого «жертва» должна подойти к «хищнику» буквально вплотную. Черная дыра массой с Солнце разорвала бы Землю только на расстоянии в десятки километров.

Еще одна опасность появляется, если на черную дыру падает плотный поток вещества. Облако падающей материи раскаляется и превращается в мощный источник всяческих излучений. Эти излучения могут сорвать с планеты атмосферу и гидросферу. Если в пределах нескольких световых лет от центральной черной дыры Галактики с ее массой в 4 млн солнц есть планеты, с ними наверняка происходит нечто подобное. К счастью, Земля находится в десятках тысяч световых лет от центра Галактики, так что ей ничего не угрожает.