Моя крепость: птицы построили гнезда из птицезащитных шипов

Пернатые используют для своих жилищ не только ветки, как мы привыкли считать

13 июля 2023Обсудить
Моя крепость: птицы построили гнезда из птицезащитных шипов

Часто мы просто не представляем, из какого сора птицы строят себе гнезда. Нам-то кажется, что они запасаются в основном ветками, но нидерландские ученые выяснили, что иногда гнезда представляют собой целые крепости с продуманной оборонительной системой.

Когда орнитологи из Центра биоразнообразия Naturalis в Нидерландах прогуливались по Роттердаму, среди ветвей одного из деревьев они заметили не самое обычное воронье гнездо. Кроме веток, из которых (во всяком случае, мы привыкли так думать) птицы обычно строят свои временные дома, там были металлические конструкции. Из-за этого само гнездо больше напоминало крепость. Дело было в 2009 году, и тогда орнитологи решили найти еще хотя бы несколько подобных конструкций, потому что раньше они такого не наблюдали.

Спустя 14 лет наблюдений орнитологи опубликовали результаты своего исследования в онлайн-журнале Национального исторического музея Роттердама Deinsea. Там они рассказали, как пернатые используют птицезащитные шипы и решетки, чтобы сделать из своих гнезд защитные форты. Причем такой предусмотрительностью отличались только сороки и вороны. У самого впечатляющего и защищенного гнезда насчиталось 604 шипа. Его исследователи нашли на сахарном клене в бельгийском Антверпене в 2021 году.

Для своих фортификационных сооружений птицы использовали все, что под клюв попадется, но в основном это были металлические и пластиковые шипы, оторванные со зданий (об этом говорили следы клея на них), а в одном гнезде нашли кусок сетки — видимо, вороны использовали их, чтобы максимально замаскировать свое убежище.

Исследователи, впрочем, не видят ничего необычного в таких стройматериалах — по из словам, городским птицам куда легче найти антропогенные материалы, чем естественную биомассу. Правда, защитные конструкции могут навредить и самим обитателям гнезд — они могут смертельно запутаться в шпагате, а яркие цвета на искусственных материалах помогают хищникам находить и атаковать гнезда.

В птицах вообще можно обнаружить куда больше общего с человеком, чем мы предполагали. Например, однажды ученые обнаружили, что самореализация делает воронов счастливее.