Фото №1 - Монстры: романтика и хоррор
Фото
Juan Manuel Sánchez

Самец арктиновой моли (Creatonotos gangis) выглядит устрашающе, однако он это не нарочно: жуткие волосатые щупальца, торчащие из брюшка бабочки семейства медведиц, призваны привлекать к нему особ противоположного пола. Эти щупальца, так называемые корематы, источают феромоны, улавливаемые самкой на расстоянии более километра. Корематы есть у многих бабочек, однако лишь у этого вида они достигают столь гротескных размеров. Когда самец не одержим навязчивыми мыслями о продолжении рода, он выглядит как обычный мотылек, но в любовном угаре его репродуктивные органы раздуваются (по механизму сродни эрекции у млекопитающих) и распространяют вещества, синтезируемые из растительных алкалоидов, съеденных им еще в фазе гусеницы. Их аромат отпугивает других самцов, а на самок действует двойственно: неизъяснимо манит и одновременно умиротворяет, подобно наркозу. Самка обращает к самцу брюшко, замирает, и тут происходит спаривание.

Фото №2 - Монстры: романтика и хоррор

Арктиновая моль обитает от Восточного Ирана до Северной Австралии, однако ее родственницы, бабочки-медведицы, вполне обычны для России: их у нас водится более полусотни видов.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, октябрь 2021