Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Реклама

Mобильное кино — шаг навстречу успеху

В русский язык словосочетание «мобильное кино» пришло сравнительно недавно, 6–7 лет назад.  Это вольный перевод английского термина mobile filmmaking, в прямом смысле — производство фильма с помощью мобильного телефона. Такое определение как бы намекает, что даже если результатом такой работы становится репортаж, клип или реклама, то сделаны они по принципам классического кино. 

О том, что можно снять с помощью мобильника, как сделать качественный фильм с помощью смартфона и применить свои знания в различных индустриях, рассказывает Максим Муссель, директор фестиваля Mobile Filmmakers International Fest, председатель жюри конкурса мобильного кино «Шаг навстречу». 

Mобильное кино — шаг навстречу успеху
Максим Муссель, директор фестиваля Mobile Filmmakers International Fest, председатель жюри конкурса мобильного кино «Шаг навстречу»

Сегодня на мобильный телефон снимают практически все. Ни дня не обходится, чтобы человек не нажал на красную кнопку и не записал хотя бы короткое видео. Мир все больше говорит с помощью визуального языка, а ему, как и письменной речи, нужно учиться. Не все, что снято на мобильник, можно назвать кино. Да, изначально подразумевалось, что мобильное кино — это все, что технически снято с помощью смартфона, то есть выделяли только способ съемки. Но сейчас становится понятно, что не менее важны художественные особенности. 

Если говорить в профессиональном смысле — мобильное кино отличается от обычного, индустриального, скоростью производственного процесса. Снять фильм на смартфон намного быстрее, чем классическим способом, и в этом тоже есть оправданность термина. Еще одна важная особенность в том, что проект, снятый на смартфон, чаще всего смотрят на телефоне. По последним исследованиям порядка 70% просмотров видеоконтента происходит с мобильного телефона. 

Так что если говорить глобально, то сегодня (и особенно завтра) современное молодежное кино и видео во всех смыслах «мобильное». Оно снимается на телефон, монтируется на нем и просматривается тоже на телефоне. 

Что можно назвать мобильным кино

Mобильное кино — шаг навстречу успеху
Источник:
Alice Donovan Rouse / unsplash.com

Съемка на мобильный телефон — лишь способ создания визуального контента. Чтобы к результату можно было применить термин «кино», он должен содержать в себе три базовых элемента: 

История

Человек, который снимает на мобильник, должен научиться искусству сторителлинга. То есть снимать не просто кадр за кадром, а строить с их помощью историю, раскладывать свою идею сначала в сценарий, а потом собирать ее в осмысленный рассказ. 

Картинка

В смартфонах маленькая камера, она чувствительна к резким движениям и изменениям положения рук. Дрожание картинки мешает зрителям воспринимать визуальный контент. Чтобы стабилизировать кадр, нужно крепко держать телефон двумя руками, гася ногами неравномерности своего движения. И конечно, необходимо позаботиться о хорошем освещении. Камера мобильного телефона, даже самого современного, пока еще достаточно плохо снимает в темноте. 

Монтаж

Технически освоить монтажную программу сегодня может любой, а вот для того чтобы овладеть искусством монтажа, нужен талант и изучение его принципов. Советский кинорежиссер Лев Владимирович Кулешов на заре развития кинематографа провел эксперимент, в котором доказал, что монтаж может кардинально менять суть вашего высказывания. Каждый последующий кадр раскрывает и дополняет смысл предыдущего. Умение соединять картинки так, чтобы в итоге рождалось что-то новое, — это и есть искусство монтажа.

Где снимают на мобильник

Мобильные телефоны уже заменили во многих сегментах громоздкие видеокамеры. Сейчас, пожалуй, нет ни одной сферы, в которой не используется видеоконтент, снятый на мобильный телефон. Безусловно, и в первую очередь в жизни каждого из нас произошли удивительные изменения.

Mобильное кино — шаг навстречу успеху
Источник:
Diego Gennaro / unsplash.com

Если раньше у человека не было возможности быстро и легко запечатлеть понравившийся кадр, то сейчас можно производит мегабайты контента в день. Люди делают селфи, документируют первые шаги детей, откровенно рассказывают о себе окружающим. И все это на смартфон, потому что он всегда под рукой. А вот еще несколько примеров уже в профессиональных направлениях деятельности:

Новости и журналистика

Сегодня все, даже самые крупные новостные каналы, снимают многие новости на мобильный телефон, потому что это быстрее и эффективнее. Представьте, вам нужно взять интервью у известного человека. Пока вы поставите камеру, разбираетесь со светом, он уже далеко уйдет от вас. А с телефоном все просто: спросили разрешения задать вопрос, записали ответ, и все свободны. В журналистике появился даже специальный термин mojo, обозначающий мобильную журналистку (mobile journalism)

Корпоративные коммуникации 

Все чаще внутрикорпоративные материалы для крупных организаций снимают на мобильный телефон. Представьте себе общенациональную компанию с большим штатом региональных пиарщиков. Им ежедневно необходимо «выдавать на гора» серьезные объемы информации. Логично, что для оперативной обработки и трансляции возникающей информации, многие корпоративные материалы уже снимаются с помощью смартфонов. 

Образование

Мир живет видеоконтентом, это невозможно отрицать и игнорировать.  Чтобы увеличить вовлеченность школьников в образовательные программы, учителя начали снимать ролики и делать проекты совместно с учениками — с помощью мобильного телефона. И этот подход отлично работает, школьникам таким образом проще и интереснее усваивать учебную программу.

SMM: маркетинг и реклама

Продвижение бизнеса в онлайне требует ежедневной генерации промоконтента. С помощью мобильника можно быстро и качественно снять рекламный ролик, выложить сторис или рилс в инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация). Поэтому большинство мелких и средних бизнесменов оснащают телефонами своих SMM-менеджеров, чтобы те регулярно размещали материалы в соцсетях.

Блогинг

Сегодня почти бессмысленно снимать блоги на какие-то неудобные и громоздкие устройства. Леонид Парфенов весь «живой», развлекательный контент для своей программы «Парфенон» давно снимает на мобильник. 

Мобильная дорога к успеху

Уметь создавать качественный мобильный видеоконтент сегодня — востребованный навык, за который платят достойные деньги. За последние годы в России появились десятки онлайн- и офлайн-курсов, обучающих съемке на мобильный телефон, и тысячи людей, окончивших их. Заказчикам коммерческих съемок уже неважно, как и с помощью чего создавался продукт. Главное, чтобы он был качественным и стоял на трех базовых элементах, о которых мы говорили выше. Талантливых людей много, и им нужно научиться использовать талант в мирных целях — создавать что-то ценное с художественной или коммерческой точки зрения. 

Mобильное кино — шаг навстречу успеху
Источник:
ROBIN WORRALL / unsplash.com

Хорошей стартовой площадкой для испытания своих возможностей становятся различные конкурсы мобильного кино. Например, моя личная история началась именно с такого. В 2014 году я участвовал в международном фестивале мобильного кино в Сан-Диего и получил там приз. В России тогда про это направление никто не слышал, и я стал первопроходцем. Написал книгу, открыл первые в России курсы, обучающие мобильной съемке, и вот теперь стал соорганизатором международного фестиваля мобильного кино «Шаг навстречу» в России. Это конкурс для любителей, но те ребята, которые станут победителями, могут оценить это как знак, что нужно продолжать развиваться в этом направлении. Можно пойти на дополнительное обучение, применить свои знания при устройстве на новую работу, стать известным режиссером мобильного кино, в конце концов. У каждого свой путь, и каждый самостоятельно решает, в какую сторону повернуть. 

Мобильное кино — не просто контент, снятый на мобильник. Если человек не заботится о сюжете, картинке, монтаже, достоверных героях — это не фильм. Качественный видеоконтент можно снять только с использованием всех наработок киноискусства за сто лет его существования. И будь то рекламный или обучающий ролик, контент для внутрикорпоративного использования или продвижения в соцсетях, если они произведены по всем правилам фильмопроизводства, то это мобильное кино. И если вы обладаете этим навыком, берите его за основу и развивайтесь. Как именно применить талант — заработать на нем, стать режиссером, обучать других, — решать вам. 

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения