Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Минус 3 часа сна — это как 100 грамм водки: невыспавшийся водитель так же опасен, как пьяный

Ученые показали, какие риски возникают при вождении после короткого сна

7 апреля 2023
Минус 3 часа сна — это как 100 грамм водки: невыспавшийся водитель так же опасен, как пьяный
Источник:
Ievgen Chabanov / Alamy

Ученые из Университета Центрального Квинсленда (Австралия) показали, что если водитель спал 4–5 часов и менее, то вероятность аварии на дороге у него будет такая же, как при превышении нормы алкоголя за рулем. Только если за лишние промилле вас могут оштрафовать или лишить прав, то за усталость — до сих пор нет, отмечают авторы. Поэтому за последние десятилетия снизилось число ДТП, вызванных алкоголем, но никак не уменьшается цифра аварий, связанных с усталостью. Исследователи задались вопросом, можно ли это изменить.

По данным ученых, 20% всех автоаварий происходят по причине усталости водителя. Для других факторов, в том числе для алкоголя, определены допустимые границы и введены стратегии контроля и карательных мер. Например, в России допустимым считается не более 0,3 г спиртного на литр крови или 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха (0,3 промилле).

Авторы считают, что таким же образом можно разработать ограничения и для усталости — определить допустимую норму сна для водителей.

Проанализировав 61 уникальную работу, ученые пришли к выводу, что сон менее 4–5 часов в сутки аналогичен управлению автомобилем с 0,05% алкоголя в крови водителя.

«Вероятность аварии на ~30% выше после 6–7 часов предшествующего сна по сравнению с людьми, которые хорошо отдохнули (≥ 8 часов сна). После 4–5-часового сна эффективность вождения значительно снижается, и вероятность аварии увеличивается примерно вдвое по сравнению с хорошо отдохнувшими людьми», — заявляют ученые в исследовании, опубликованном в журнале Nature and Science of Sleep.

Так же, как и со спиртным, риск возрастает с каждым потерянным накануне часом сна. Отдельные работы показали даже такие цифры, как увеличение шансов попасть в аварию в 15 раз после 0–4 часов сна.

На основе таких результатов, по мнению авторов, можно требовать от водителей соблюдения определенного количества часов сна перед тем, как садиться за руль. Например, рассмотреть на законодательном уровне необходимости как минимум 4–5 часов сна.

Однако есть и очевидные сложности: люди сами могут выбирать, пить или не пить алкоголь перед вождением. Но не всегда и не все могут выбрать более продолжительный сон: среди регулярно недосыпающих, например, молодые родители, сотрудники со сменным графиком, пациенты, у которых сон нарушен из-за диагноза. Поэтому, если и вводить новые правила, нужно учесть и такие случаи.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения