Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи

В их знаменитых усадьбах совершались открытия, создавались шедевры и рождались творческие союзы

13 сентября 2023

Загородные дворцы и имения на протяжении нескольких веков были неотъемлемой частью помещичьего быта русской знати. Во второй половине XIX века активно обзаводиться большими и комфортабельными дачами начали промышленники, купцы, а также деятели науки и искусства. Vokrugsveta.ru рассказывает о трех ставших музеями усадьбах, которые стараниями своих владельцев были превращены в настоящие культурные центры.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Так усадьба «Пенаты» выглядит в наши дни
Источник:
Nina Alizada / Shutterstock / Fotodom.ru

Репинские «Пенаты»

В 1899 году художник Илья Репин приобрел в поселке Куоккала участок под усадьбу. Это место находилось тогда на территории Финляндии, входившей в состав Российской империи. От Куоккалы было удобно добираться до Петербурга, поэтому примерно за 2 гектара земли живописец отдал баснословные по тем временам 10 тысяч рублей. Построенный здесь дом он назвал «Пенатами» — в честь древнеримских божеств домашнего очага.

К моменту покупки усадьбы Репин уже был знаменит: он написал «Бурлаков на Волге», создал многострадальное изображение Ивана Грозного, убивающего собственного сына, и рассказал в своих полотнах истории молодых революционеров-народников. Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок, бросившего вызов поборникам академизма в живописи, во многом ассоциировалась у современников именно с Ильей Репиным.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
«Пенаты», 1904 год
Источник:
Wikimedia Commons

Вскоре после того, как он обосновался в Куоккале, Репин стал профессором Академии Художеств и возглавил собственную мастерскую. В столице он преподавал, а в «Пенаты» возвращался за вдохновением для новых картин и отдыха с семьей. К слову, усадьбу художник записал на имя своей супруги Натальи Нордман — писательницы и общественной деятельницы.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Илья Репин. Портрет Натальи Нордман. 1900
Источник:
Wikimedia Commons

Приведение участка в порядок заняло около двух лет. По плану Репина на территории усадьбы вырыли пять прудов, соединенных с впадающим в Финский залив ручьем. Летом на пруды спускали лодки, а зимой, когда лед становился достаточно крепким, хозяева и гости «Пенатов» катались тут на коньках. В 1914 году в усадьбе пробурили артезианскую скважину глубиной более 70 метров, обустроив над ней колодец. Воду из него художник считал целебной и искренне верил, что она продлевает его годы.

Илья Репин и Наталья Нордман любили принимать гостей в «Пенатах» по расписанию, чтобы художник не отвлекался от работы. Каждую среду в 15 часов они поднимали над усадьбой голубой флаг с надписью «Пенаты», означавший «Добро пожаловать!». К помощи прислуги хозяева старались не прибегать: в прихожей дома висел плакат со словами «Сами снимайте пальто и калоши, открывайте дверь в столовую и сами бейте весело и крепче в там-там!».

Современники художника вспоминали, что тот вслед за супругой увлекся вегетарианством и призывал друзей последовать его примеру. Прибывшим в «Пенаты» на обед приходилось довольствоваться «едой из сена»: котлетами из клюквы, супами из клевера и прочими подобными блюдами. Некоторые гости, непривычные к такой диете, привозили что-то более сытное с собой и съедали украдкой в каком-нибудь уголке усадьбы. Несмотря на это в «Пенатах» бывали многие знаменитые современники Репина.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Ворота усадьбы в наши дни. Они были созданы по эскизу Репина, на котором художник изобразил тех самых римских божеств-пенатов
Источник:
konstantinks / Shutterstock / Fotodom.ru

К 1906 году небольшой дом в Куоккале стал двухэтажным, что изначально не входило в планы владельцев. Строительство в целом велось довольно спонтанно: единственным условием Репина было наличие света и воздуха в помещениях для комфортной жизни и работы. Художник тщательно прорисовывал лишь небольшие детали интерьера, от калиток до флюгеров на крыше.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
На первом этаже обновленной репинской усадьбы находились столовая, гостиная и кабинет. Так называемая Зимняя мастерская находилась на втором этаже. Здесь Илья Репин написал несколько картин, а вот портрет Федора Шаляпина, работу над которым запечатлел в 1914 году фотограф Карл Булла, художник не закончил, признав полотно загубленным после многочисленных переделок
Источник:
Wikimedia Commons

Кроме многочисленных друзей Илья Репин принимал в «Пенатах» своих учеников. Для этого художник разработал специальный ритуал: он рассаживал студентов Академии художеств на «Скамье великого гнева», расположенной возле колодца, и критиковал их работы.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Илья Репин. Автопортрет. 1920
Источник:
Wikimedia Commons

Размеренная жизнь в «Пенатах» продолжалась до 1917 года. Когда после революции Финляндия обрела независимость, Илья Репин остался в Куоккале, где провел остаток своих дней. Художник скончался в 1930 году и был похоронен в усадебном парке. По итогам Зимней войны 1939–1940 гг. часть финской территории отошла СССР, и поселок Куоккала вскоре переименовали в Репино. После Великой Отечественной войны от усадьбы живописца почти ничего не осталось: ее отстроили заново по сохранившимся эскизам. В 1962 году здесь открылся дом-музей Ильи Репина.

Царство экспериментов Дмитрия Менделеева

В 1865 году 31-летний профессор Санкт-Петербургского университета Дмитрий Менделеев вскладчину с коллегой — профессором Технологического института Николаем Ильиным — купил усадьбу в Клинском уезде. Старинное имение Боблово находилось на горе, с которой открывается вид на реку Лутосня. «Местность гористая — три больших горы: Бобловская, Спасская и Дорошевская. Между ними в долине извивается река Лутосня с лугами и лесами. Плавная линия этих холмов с рекой, с широким горизонтом, дает какое-то былинное настроение», — вспоминала Анна Менделеева, вторая жена ученого.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Источник:
шахматово.рф

К 1869 году Менделеев перестроил главный усадебный дом. В одном из помещений была оборудована лаборатория, в которой Менделеев проводил много времени. В то время он увлекался агрохимией и решил превратить собственный участок в своего рода испытательный полигон. Подмосковные почвы тогда редко баловали земледельцев богатым урожаем — Менделееву удалось добиться хороших результатов благодаря различным удобрениями. Свои достижения на сельскохозяйственной ниве Дмитрий Менделеев тщательно документировал, а затем рассказывал о них на конференциях и заседаниях Вольного экономического общества.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
В 1880-х в Боблово появился новый дом, построенный по проекту Менделеева
Источник:
шахматово.рф

Но не земледелием единым: в Боблово Менделеев вместе с сыном Иваном ловил первые радиосигналы, которые посылал из соседней деревни Бабайки физик Александр Попов. «Заранее сверили часы и в назначенное время были у приборов. Как и сговорились — в двенадцать часов дня слышу: затрещало, и азбука Морзе поздравила нас с хорошей погодой», — вспоминал ученый.

7 августа 1887 года, в день полного солнечного затмения, Дмитрий Менделеев намеревался наблюдать это редкое явление из корзины наполненного водородом аэростата. В воздух он поднялся с пустыря близ Клина и преодолел около 100 километров, приземлившись неподалеку от Переславля-Залесского.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Подготовка аэростата Менделеева к запуску. Среди свидетелей этого события был и другой герой нашего материала — Илья Репин, который среди прочих ученых и художников не раз бывал в Боблово
Источник:
Wikimedia Commons

После 1907 года Дмитрий Менделеев отдал свою часть имения Боблово сыну, но до наших дней его дома не сохранились: в 1919 году новый дом, как и многие строения по соседству, сожгли бунтовавшие крестьяне, а в 1920-х был разобран обветшавший старый усадебный дом. Из всего комплекса построек уцелело лишь здание, принадлежавшее Николаю Ильину. Сегодня в его стенах работает дом-музей Дмитрия Менделеева.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Так выглядит сегодня музей Менделеева в Боблово
Источник:
Krassotkin, CC0, via Wikimedia Commons

Белая чеховская дача среди южной зелени

В 1898 году в Ялте поселился Антон Чехов. Приобрести здесь участок он решил из-за проблем со здоровьем: у писателя прогрессировал туберкулез, и врачи посоветовали ему жизнь в мягком южном климате. Имение, которое Чехов купил для себя и своей семьи, называлось Кючук-Кой.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Строительство дома Чехова в Ялте, 1899 год. «Белой дачей» его прозвали из-за цвета стен
Источник:
Wikimedia Commons

Дом строился несколько месяцев: обо всех изменениях архитектор Лев Шаповалов докладывал Чехову в переписке. Впоследствии Шаповалов, сделав себе имя на строительстве «Белой дачи» писателя, стал главным архитектором Ялты. Чехов, в свою очередь, сообщал обо всех этапах строительства сестре Марии, которая тоже планировала переехать в Ялту. «Виды со всех сторон замечательные, а из твоей комнаты такие виды, что остается пожалеть, что этого дома у нас не было раньше», — писал он.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Антон Чехов в Ялте, 1901 год
Источник:
Wikimedia Commons

Новоселье отпраздновали осенью 1899 года. Всего в доме было девять комнат: кабинет и спальня писателя, спальни его матери и сестры, гостиная, кухня и помещения для прислуги. На «Белой Даче» Антон Чехов написал десяток новых произведений, включая пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад».

Главной особенностью усадьбы тоже стал сад, концепцию которого разработал сам Чехов. Там царила вечная весна — растения были подобраны таким образом, чтобы сад оставался цветущим круглый год. «Сажаю я сам, собственноручно. Одних роз посадил сто — и все самые благородные, самые культурные сорта, 50 пирамидальных акаций, много камелий, лилий, тубероз», — признавался писатель.

После смерти Антона Чехова в 1904 году содержание дома взяла на себя Мария. Она сохранила все комнаты в том виде, в каком они находились при жизни писателя. В 1917 году Мария окончательно перебралась из Москвы в Ялту и прожила на «Белой даче» сорок лет.

Места силы и уголки вдохновения: как проводили время на даче «звезды» науки и культуры Российской империи
Вид на «Белую дачу». Около 1905 года
Источник:
Wikimedia Commons

Чеховская усадьба чудом пережила двадцатое столетие. В 1927 году она едва устояла во время сильнейшего землетрясения — стены дома покрылись трещинами, а сам он заметно накренился. В период оккупации 1941–1944 гг. Мария Чехова спасла дачу от разграбления и сохранила ценные вещи, связанные с жизнью и творчеством ее брата. За это после войны ей присвоили звание заслуженного деятеля искусств. Сегодня в доме Антона Чехова находится музей, а в саду продолжают цвести растения, заботливо посаженные самим писателем.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения