Мест нет: что такое овербукинг и как он может помешать вашему путешествию
Фото
Jeffrey Isaac Greenberg 7+ / Alamy

Овербукинг — это ситуация, когда авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем есть мест в самолете. Такая бизнес-практика распространена по всему миру, в том числе в России, пишет городской портал MSK1.RU. Авиакомпании ведут свою статистику и наблюдают за количеством людей, которые приобрели билеты на рейс, и количеством пассажиров, которые явились на посадку.

Они заметили тенденцию: несколько процентов пассажиров всегда не приходят. Чтобы не нести убытков, ввели практику овербукинга. Такой подход есть не только в авиаотрасли.

Олег Пантелеев

Как показывает практика, если на линии работает несколько авиакомпаний и одна не пользуется современными инструментами (овербукингом), а другая пользуется, то довольно быстро первый перевозчик становится неконкурентоспособен, недозарабатывает те деньги, которые мог бы получить, и вынужден покинуть рынок.

В США и Европе овербукинг законен. В нормативных актах РФ юридического понятия «овербукинг» не существует, и это явление никак не регламентировано документами. То есть овербукинг официально не разрешен, но и не запрещен.

Мест нет: что такое овербукинг и как он может помешать вашему путешествию
Фото
Chih-Chung Johnny Chang / Alamy

Что делать, если вы столкнулись с овербукингом?

Хороший тон — когда представители авиакомпании перед вылетом объясняют пассажирам, что произошла такая ситуация и кому-то нужно остаться на земле. В таком случае предлагают добровольцам из числа пассажиров полететь на следующем самолете, ближайшим рейсом или вернуть деньги за билет без каких-либо удержаний процента.

Авиакомпания на свое усмотрение может предложить пассажирам денежную компенсацию за ожидание (в России это обычно в пределах сотни долларов) или бонусные мили. Если ожидание следующего рейса длительное, то перевозчик может предоставить ваучер на питание или бесплатное проживание в гостинице. Также могут пересадить кого-то из экономкласса в бизнес, если там есть места.

Если никто не хочет добровольно уступать свое место, то перевозчик сам выбирает, кого из пассажиров оставить на земле. Некоторые авиакомпании уже на стойке регистрации ставят кого-то перед фактом, что мест больше нет. Часто именно в этот момент возникают конфликтные ситуации. Если действия авиакомпании наносят пассажиру какой-то ущерб (например, он опаздывает на стыковочный рейс или важную встречу), то стоит попросить у авиакомпании возместить потери, советует эксперт.

Перевозчик может согласиться на это, а может этого не делать. В таком случае пассажир может обратиться в суд и потребовать полного возмещения ущерба. Часто в таких вопросах суд встает на сторону пассажира.

— И еще раз — в России не существует каких-то обязательных требований к действиям авиакомпании во время овербукинга, поэтому каждый перевозчик формирует свои правила и решает проблему по своему усмотрению, в том числе определяет размер и форму компенсации, — заключил Олег Пантелеев.

По материалам MSK1.RU.

На сайте Яндекс.Путешествия можно удобно и легко самостоятельно забронировать билеты на все виды транспорта, а также номера в гостиницах.

Однако можно доверить свое путешествие профессионалам. Ищите выгодные предложения на сайте TEZ TOUR — одной из ведущих туристических компаний в мире.