Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Мест нет: что такое овербукинг и как он может помешать вашему путешествию

Эксперт объяснил, зачем на каждый рейс продают больше билетов, чем кресел в самолете

23 августа 2022
Мест нет: что такое овербукинг и как он может помешать вашему путешествию
Источник:
Jeffrey Isaac Greenberg 7+ / Alamy

Овербукинг — это ситуация, когда авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем есть мест в самолете. Такая бизнес-практика распространена по всему миру, в том числе в России, пишет городской портал MSK1.RU. Авиакомпании ведут свою статистику и наблюдают за количеством людей, которые приобрели билеты на рейс, и количеством пассажиров, которые явились на посадку.

Они заметили тенденцию: несколько процентов пассажиров всегда не приходят. Чтобы не нести убытков, ввели практику овербукинга. Такой подход есть не только в авиаотрасли.

Олег Пантелеев

«Продажи большего количества билетов, чем имеется мест, существенно улучшают финансовые показатели авиакомпании. Поэтому этим занимаются если не все, то очень многие».

Как показывает практика, если на линии работает несколько авиакомпаний и одна не пользуется современными инструментами (овербукингом), а другая пользуется, то довольно быстро первый перевозчик становится неконкурентоспособен, недозарабатывает те деньги, которые мог бы получить, и вынужден покинуть рынок.

В США и Европе овербукинг законен. В нормативных актах РФ юридического понятия «овербукинг» не существует, и это явление никак не регламентировано документами. То есть овербукинг официально не разрешен, но и не запрещен.

Мест нет: что такое овербукинг и как он может помешать вашему путешествию
Источник:
Chih-Chung Johnny Chang / Alamy

Что делать, если вы столкнулись с овербукингом?

Хороший тон — когда представители авиакомпании перед вылетом объясняют пассажирам, что произошла такая ситуация и кому-то нужно остаться на земле. В таком случае предлагают добровольцам из числа пассажиров полететь на следующем самолете, ближайшим рейсом или вернуть деньги за билет без каких-либо удержаний процента.

Авиакомпания на свое усмотрение может предложить пассажирам денежную компенсацию за ожидание (в России это обычно в пределах сотни долларов) или бонусные мили. Если ожидание следующего рейса длительное, то перевозчик может предоставить ваучер на питание или бесплатное проживание в гостинице. Также могут пересадить кого-то из экономкласса в бизнес, если там есть места.

Если никто не хочет добровольно уступать свое место, то перевозчик сам выбирает, кого из пассажиров оставить на земле. Некоторые авиакомпании уже на стойке регистрации ставят кого-то перед фактом, что мест больше нет. Часто именно в этот момент возникают конфликтные ситуации. Если действия авиакомпании наносят пассажиру какой-то ущерб (например, он опаздывает на стыковочный рейс или важную встречу), то стоит попросить у авиакомпании возместить потери, советует эксперт.

Перевозчик может согласиться на это, а может этого не делать. В таком случае пассажир может обратиться в суд и потребовать полного возмещения ущерба. Часто в таких вопросах суд встает на сторону пассажира.

— И еще раз — в России не существует каких-то обязательных требований к действиям авиакомпании во время овербукинга, поэтому каждый перевозчик формирует свои правила и решает проблему по своему усмотрению, в том числе определяет размер и форму компенсации, — заключил Олег Пантелеев.

По материалам MSK1.RU.

На сайте Яндекс.Путешествия можно удобно и легко самостоятельно забронировать билеты на все виды транспорта, а также номера в гостиницах.

Однако можно доверить свое путешествие профессионалам. Ищите выгодные предложения на сайте TEZ TOUR — одной из ведущих туристических компаний в мире.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения