Луна старше, чем мы думали, на 40 млн лет: вот как астрохимики это поняли

Возраст нашего спутника удалось уточнить благодаря пыли, которую собрала миссия «Аполлон»

24 октября 2023
Луна старше, чем мы думали, на 40 млн лет: вот как астрохимики это поняли

Вид на полную Луну в хорватском городе Риека.

Goran Kovacic via Legion Media

Более четырех миллиардов лет тому назад, когда Солнечная система была еще молода, а Земля еще только формировалась, с ней столкнулся некий гигантский космический объект размером с Марс. Из самого большого куска Земли, отколовшегося во время столкновения, и образовалась Луна. Но когда точно это произошло, до сих пор оставалось загадкой.

Возраст Луны: сколько ей лет?

Авторы нового исследования, группа ученых из США, Великобритании и Германии, статья которых опубликована в журнале Geochemical Perspectives Letters, изучая образцы лунной пыли, в 1972 году привезенные на Землю экипажем миссии «Аполлон-17», смогли определить время формирования Луны. Наш спутник оказался, по крайней мере, на 40 миллионов лет старше, чем считалось до сих пор, и сформировался примерно 4,46 миллиарда лет тому назад, а может, и еще раньше.

Сделать это открытие исследователям помогли крошечные кристаллы циркона, содержавшиеся в образцах лунной пыли. Кристаллы этого магматического минерала — самое древнее твердое вещество на Луне. Они образовались не в сам момент столкновения загадочного космического объекта с Землей, — энергия от взрыва была такой, что плавились камни, — а уже после, когда океан магмы на поверхности только что образовавшейся Луны начал остывать. Поэтому возраст кристаллов соответствует минимально возможному возрасту Луны.

Ученые применили самый современный метод анализа материалов, атомно-зондовую томографию, и установили, что возраст кристаллов циркона составляет 4,46 миллиарда лет.

«Это очень важно — знать, когда сформировалась Луна, потому что она играет невероятно значимую роль в нашей планетарной системе», — отметил ведущий автор исследования Филип Хек из Университета Чикаго.

<p>Филип Хек</p>

«Луна стабилизирует ось вращения Земли, благодаря чему в наших сутках 24 часа, именно из-за нее на Земле есть приливы и отливы».

«Без Луны жизнь на Земле выглядела бы совершенно иначе. Поэтому мы хотим лучше понимать Луну, и результаты нашего исследования добавляют небольшой кусочек пазла в общую картину», — добавил астрохимик.

Когда на Земле было 19 часов в сутках, Vokrugsveta.ru объяснял ранее.