Ловкость рук: этим фокусом легко обмануть капуцинов, но игрунок — почти невозможно

История о том, как мартышек попытались обвести вокруг пальца

5 апреля 2023
Wirestock

Есть такой элементарный фокус — «Французская капля». Этот трюк иллюзионисты осваивают одним из первых. Вы его тоже знаете. Это когда небольшой предмет (например, монета или мячик) исчезает в руках фокусника, а наблюдатель пытается угадать, в какой именно руке он теперь находится. Исследователи решили провернуть этот фокус на обезьянах и пришли к любопытному открытию.

Ни монеты, ни мячики обезьян не интересуют, поэтому ученые из Кембриджского университета заменили их на еду, которую отдавали подопытным, если они угадывали, в какой именно руке та находится.

Кстати, о подопытных. Ими стали восемь капуцинов (им предлагали найти арахис), восемь беличьих обезьян (их деликатесом стали сушеные мучные черви) и восемь игрунок (они искали зефир).

Как мартышек обводили вокруг пальца

Сам фокус ученые разбили на три части. В первом случае они только делали вид, что передают кусок еды из одной руки в другую, но тот на самом деле оставалась на месте. Снова и снова проделывая трюк, исследователи обнаружили, что больше остальных обманывались беличьи обезьяны — в 93% случаев они не смогли найти спрятанных сушеных червей. На втором месте оказались капуцины — в этой группе промашки составляли 81%. А вот мармозетки (другое название игрунок) показали небывалые поисковые способности — всего 6% промахов.

Во второй части фокуса люди стали забирать еду из одной руки и прятали ее в другой. И в этом случае чаще всего лакомство находили капуцины и беличьи обезьяны. А игрунки в большинстве случаев оставались ни с чем.

Наконец, в третьем варианте фокуса ученые прятали еду в кулаке и просили у обезьян угадать, где она находится. И с этой задачей одинаково не справились все мартышки.

Почему игрунки такие сообразительные?

Как объяснили исследователи на страницах журнала Current Biology, у игрунок нет противопоставленных больших пальцев. В отличие от других подопытных, их большие пальцы выровнены с остальными. И игрунки просто выбрали руку, в которую изначально положили зефир. Поэтому они и показали удивительный результат в первом случае и провалились во втором.

Такой результат говорит о том, что врожденные физические способности приматов сильно влияют на восприятие, память и их способность предсказывать действия окружающих.

Вообще, с помощью обезьян ученые делают порой неожиданные открытия. Однажды, например, ввели их в анабиоз, чтобы исследовать дальний космос. Вам тоже кажется, что это никак не связано? А вот поглядите-ка!