Лечили диарею заклинаниями: археологи заглянули в выгребные ямы элитных древнеизраильских туалетов

В VII веке до нашей эры кишечные инфекции не щадили ни царей, ни простолюдинов

26 мая 2023
Parasitology

Что только не приходится изучать археологам, чтобы сделать очередное сенсационное открытие. Например, исследователи из Кембриджского университета проанализировали очень древние фекалии — времен библейского Иудейского царства — и нашли там следы вызывающего диарею микроорганизма.

Одноклеточный микроорганизм, следы которого нашли археологи, называется Giardia duodenalis. Как рассказали ученые в журнале Parasitology, именно он стал распространенной причиной изнурительной диареи у современников ветхозаветных пророков. А тот факт, что эти паразиты присутствовали в отложениях из двух иерусалимских выгребных ям железного века, позволил им предположить, что дизентерия была эндемичной в Иудейском королевстве.

Образцы фекалий археологи взяли из осадка под туалетами, обнаруженными в двух строительных комплексах, раскопанных к югу от Старого города. Они датируются VII веком до нашей эры, когда Иерусалим был столицей Иудеи. Исследователи обращают внимание на то, что в те времена туалеты с выгребными ямами были редкостью, и обычно ими пользовалась только элита. Так что столетия назад от диареи никто не был застрахован, будь ты хоть простолюдин, хоть Навуходоносор II.

Но что еще интереснее, в распоряжении исследователей оказались клинописные таблички с заклинаниями, которые нужно было читать, чтобы увеличить шансы на выздоровление. Любопытней может быть разве что текст, написанный на ханаанской расческе XVII века до нашей эры.