Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ламповый звук 60-х: история первой советской радиолы «Ригонда-моно»

О таком современном приборе мечтали все, но купить могли единицы

6 августа 2023Обсудить
Ламповый звук 60-х: история первой советской радиолы «Ригонда-моно»
Источник:
предоставлено Еленой Горьковой

Подобный прибор впервые появился около ста лет назад в США и был назван в честь цветка Radiola linoides, по созвучию со словом «радио». В Советский Союз радиолы попали только спустя двадцать лет и потом на протяжении нескольких десятков лет были мечтой любой советской семьи. Несмотря на их высокую цену и крупные габариты, радиолу старались купить при первой возможности, рассказала сетевому изданию Vokrugsveta.ru Елена Горькова, экскурсовод музея советского быта при отеле «Дом творчества Гостелерадио СССР».

Прототипом многих советских радиол стала стационарная радиола 1-го класса «Ригонда-моно». По этому образцу советские заводы выпускали приборы, которые отличались только оформлением и акустической системой: это несколько моделей «Урала», «ВЭФ-Рапсодия», «ВЭФ-радио».

Радиола «Ригонда-моно» родом из Прибалтики — выпуск начался на Рижском радиозаводе им. А.С. Попова в 1964 году. Само ее название взято из книги Вилиса Лациса «Потерянная родина» (1941), где описывается придуманный остров Ригонда, символизирующий Ригу.

Ламповый звук 60-х: история первой советской радиолы «Ригонда-моно»
Источник:
предоставлено Еленой Горьковой

«Ригонда-моно» представляла из себя восьмиламповый АМ-ЧМ-радиоприемник, который был настроен на прием местных и мощных дальних радиостанций, и проигрыватель, имеющий три скорости вращения диска: 78, 45 и 33 оборотов в минуту, с полуавтоматическим включением, автоматическим выключением и микролифтом. Акустическая система «Ригонда-моно» состояла из двух фронтальных громкоговорителей 4ГД-28 и двух боковых 1ГД-28.

В радиоле предусмотрена плавная раздельная регулировка тембра по низким и высоким частотам. Максимальная мощность — 3,5 Вт, а диапазон воспроизводимых частот — 60–16000 Гц. Питание радиолы идет только от сети с напряжением 220 В. Потребляемая от сети мощность различается: при радиоприеме — 75 Вт, при воспроизведении грамзаписи — 85 Вт.

Вес этого лампового аппарата — 24 килограмма. Стоила такая радиола около 140 рублей, то есть примерно как две минимальные зарплаты того времени.

«Несмотря на свой „пожилой“ возраст, наша радиола прекрасно сохранилась и до сих пор радует гостей качественным звуком, подтверждая заявление советских инженеров, что сделана на века, — рассказывает Елена Горькова. — Боковые панели „Ригонды“ отделаны дубом, для лицевой стороны использована крепкая радиоткань, все детали работают как часы. А главное — сколько теплых эмоций возникает, глядя на нее, когда вспоминаешь, как путешествовали по городам на подсвеченной теплым светом шкале радиолы и вслушивались в голоса из совсем другого мира».

Ламповый звук 60-х: история первой советской радиолы «Ригонда-моно»
Источник:
предоставлено Еленой Горьковой

«Ригонду-моно» производили до 1972 года, а затем ее заменили на более современную радиолу «Ригонда-102».

Век радиол в Советском Союзе был коротким. В 80-е на смену им пришли компактные кассетники и магнитолы. Хотя любой меломан скажет, что по качеству звука они уступали ламповым приборам с их чистым звуком из эпохи 60-х. Сегодня радиолы можно встретить только в музеях и в частных коллекциях, и с годами ценность таких раритетов становится только выше.

Другие статьи о советском быте читайте по тегу #СССР на портале Vokrugsveta.ru.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения