Квартирный вопрос докембрия: загадочные обамусы оказались привередливы в выборе места для жизни

Жившие полмиллиарда лет назад существа любили находиться в компании себе подобных

13 мая 2023
Michelle Kroll

Около 550 миллионов лет тому назад на планете царил эдиакарский геологический период. В это время на Земле появились первые сложные многоклеточные организмы. Об этих организмах, которые называют вендобионтами, палеобиологам известно настолько мало, что даже неясно, к какому царству — животных, растений или грибов — их можно отнести.

Выглядели вендобионты, у которых в современном мире не осталось никаких потомков, невероятно странно — у них не было ни конечностей, ни рта, ни скелета. Первые окаменелости эдиакарского периода, найденные на Эдиакарской возвышенности на юге Австралии, даже сначала принимали за отпечатки пузырьков газа в осадочных породах. Ученым неизвестно, ни как эти загадочные вендобионты жили, ни как размножались, ни как питались.

Тем не менее, палеобиологам из Калифорнийского университета, статья которых опубликована в журнале Paleobiology, удалось пролить некоторый свет на жизнь одной разновидности вендобионтов, Obamus coronatus, названной в честь Барака Обамы.

Обамусы представляли собой крошечные, чуть более сантиметра в диаметре, круглые создания, внешне напоминающие витые крендельки. Ученым известно, что у обамусов было мягкое тело и они были лишены способности передвигаться. Эти существа обитали на морском дне, им не угрожали хищники, которых в то время просто не было.

В эдиакарском периоде морское дно было покрыто толстой «подушкой» отложений, состоящей из бактерий и слоев органики. Скорее всего, обамусы проводили всю свою жизнь, погруженные в эту донную «подушку», но, как выяснилось, у них тоже были свои предпочтения — в отличие от двух других видов вендобионтов, они обитали не в случайных местах, а там, где слой отложений был потолще, и при этом всегда выбирали не одиночество, а компанию себе подобных.

Однако как именно лишенным возможности передвигаться обамусам удавалось осуществлять свой выбор, ученым пока неясно.