Кто это нацарапал? На осколке старинной амфоры нашли стихи Вергилия

Для археологов находка стала сюрпризом

23 июня 2023Обсудить

Европейское археологическое сообщество на ушах стоит из-за открытия испанских исследователей. Во время разведки в муниципалитете Орначуэлос (Кордова) один местный житель вручил им осколок масляной амфоры. Таких, конечно, миллионами находят во время раскопок, но этот оказался особенным.

University of Cordoba

Поначалу на кусок старинного кувшина никто и внимания не обратил — ну, осколок амфоры, изготовленной примерно 1800 лет назад, ну, 6 см в ширину, ну, 8 см в длину. Да что такого. Ну, какие-то буквы нацарапаны — это тоже, в общем-то, не редкость. Да кто только не писал на амфорах и кувшинах в древности. Тем не менее выбрасывать осколок ученые не стали. И решили изучить надпись на нем. Точнее, то, что от нее осталось.

Обычно на подобных амфорах писали информацию о производителе, количестве и налогах. Но на осколке ничего похожего ученые не обнаружили. Эпиграф на нем выглядел так: S vais avoniam glandemm arestapoqv tisaqv it.

Археологи предположили, что это может быть, провели наложения и поняли, что это не что иное, как фрагмент поэмы «Георгики» Вергилия, посвященной сельскому хозяйству и жизни в сельской местности, написанной в 29 году до н. э.

Вот как он выглядит в оригинале: Chaoniam pingui glandem mutavit arista, poculaque inventis Acheloia miscuit uvis. Это слова из самого начала поэмы:

Кто это нацарапал? На осколке старинной амфоры нашли стихи Вергилия

«Стану я здесь воспевать. Ярчайшие светочи мира,

Вы, что по кругу небес ведете бегущие годы,

Либер с Церерой благой! Через ваши деяния почва

Колосом тучным смогла сменить Хаонии желудь

И обретенным вином замешать Ахелоевы чаши!»

Еще одна деталь, на которую обратили внимание археологи, — стихотворение было написано на нижней части амфоры, там, где никто не ожидал его увидеть. Так что это за привет из прошлого? В своей теории, опубликованной в Журнале римской археологии, исследователи пишут, что автором мог быть квалифицированный рабочий или, возможно, даже ребенок (на фабриках раньше можно было использовать детский труд). В любом случае, этот человек был более образован, чем рядовые работники.

Находка оставила исследователям еще много вопросов, на которые предстоит ответить, но на один важный вопрос — кто и зачем придумал курсив — мы точно знаем ответ.