Крупнейший в мире цветок в беде: ученые бьются за его спасение

Уникальную раффлезию еще можно увидеть в лесах Юго-Восточной Азии, но она уже находится на грани вымирания

20 сентября 2023Обсудить
Цветок Rafflesia Kemumu, Суматра
Chris Thorogood

Новое исследование международной группы биологов из Индонезии, Филиппин, Малайзии и Великобритании показало, что уникальный род растений Rafflesia с самыми большими цветами в мире вскоре может исчезнуть с нашей планеты. Большинство известных видов раффлезии — на грани вымирания, но только один из них занесен в Красную книгу. Ученые разработали программу спасения цветка, для этого потребуется объединить усилия властей, местных жителей и туристических сообществ стран Юго-Восточной Азии, где произрастают раффлезии.

Специалисты называют раффлезию одной из самых больших загадок ботаники. Растение паразитирует на лианах в тропических джунглях Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин и Таиланда. Оно запускает свои нитевидные отростки в организм-хозяин и существует так большую часть жизненного цикла, будучи почти незаметным. Однако, в любой момент раффлезия может расцвести.

Сначала сквозь кору растения-хозяина пробивается почка, похожая на капусту. Затем из нее распускается цветок, который может достигать метра в диаметре. Пикантная особенность раффлезии: чтобы привлекать мух-опылителей, ее цветки источают отвратительный запах гниющего мяса. За это они получили прозвище «трупных цветов».

Ученые до сих пор не знают, чем определяется начало цветения. Из-за такой непредсказуемости растение остается малоизученным, до сих пор обнаруживают новые виды.

Цветок Rafflesia Bengkuluensis, Суматра
Chris Thorogood

Исследование команды под руководством Филиппинского Университета Лос-Баньос опубликовано в журнале Plants, People, Planet. По его результатам, на грани вымирания находятся все 42 вида раффлезии: положение 25 из них оценивается как «в критической опасности», 15 — «под угрозой исчезновения» и 2 — как «уязвимые». При этом 67% видов произрастают в местах, которые активно уничтожаются. Многие районы их распространения начинают использовать в сельском хозяйстве или вырубают для расширения населенных пунктов. Юго-Восточная Азия сегодня на первом месте в мире по темпам исчезновения лесов.

Ученые предложили:

• усилить защиту мест произрастания раффлезии там, где популяции наиболее подвержены риску;

• организовать экспедиции для отбора проб, чтобы выяснить реальное количество видов раффлезии — многие из них до сих пор не задокументированы;

• разработать методы размножения раффлезий в искусственной среде (например, ботанических садах);

• развивать экотуризм с помощью местных сообществ.

Есть отдельные примеры, где эти методы уже принесли свои плоды: в Ботаническом саду Богора на Западной Яве впервые успешно размножили раффлезию и получили цветение. А на Суматре местные жители организовали экотуры и через соцсети приглашают путешественников посмотреть на самый большой цветок в мире. Местные экологи уверены, что если власти и коренное население будет участвовать в охране цветка, то у раффлезии есть шанс стать новым символом сохранения азиатских тропиков.