Крошечные рачки пролетели полмира и обосновались в Австралии

Микроскопические существа преодолели тысячи километров

25 февраля 2022
Крошечные рачки пролетели полмира и обосновались в Австралии
Изображение рачка: Алексей Котов. Фото Австралии со спутника: legion-media. Фото птицы: pixabay.com.
Elvele Images / Alamy

Рачки рода Chydorus, обычные для пресных водоемов южной части Австралии, прибыли туда из Северного полушария. Такое удивительное открытие сделали отечественные ученые, сообщает пресс-служба Российского научного фонда.

Ареалы обитания многих видов на Земле довольно изменчивы. Осваивая новые места, организмы включаются в пищевые сети и даже способны адаптировать под себя местные экосистемы. А для микроскопических ракообразных путешествия на дальние расстояния — уже вполне привычное занятие.

Все дело в том, что человек и животные, сами того не зная, переносят яйца рачков на значительные расстояния.

Так, сотрудники Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН (Москва) вместе с зарубежными коллегами обнаружили, что все популяции Chydorus попали в Австралию из Северного полушария.

Сначала ученые определили род животных с помощью гена COI в ДНК рачков, а затем сравнили генотипы южных и северных популяций.

— Трансконтинентальный перенос происходил двумя независимыми путями: птицами во время их сезонных миграций и человеком в результате случайной транспортировки яиц при заселении Австралии рыбами для прудового разведения, — объяснил член-корреспондент РАН Алексей Котов.

Хорошо известно, что микроскопические рачки — отличные путешественники, их яйца легко выдерживают долгий путь и сохраняют при этом свою жизнеспособность, однако масштаб данного переноса поражает воображение экологов.

Ученым еще предстоит установить, испытали ли экосистемы Австралии какой-либо вред от подобного «захвата». Науке известны случаи, когда континент страдал от «вторжения» более крупных животных: кроликов, собак динго, речного карпа и прочих.