Конфетно-букетный период: в доисторическом янтаре впервые нашли самца мухи с подарком для избранницы

Находка пролила свет на брачные ритуалы, история которых насчитывает не меньше сотни миллионов лет

2 апреля 2022
Gondwana Research

Палеонтологи впервые обнаружили в янтарном инклюзе возрастом 99 миллионов лет самца древней мухи Empidoidea с брачным подарком. Презентом служил пустой шарик, сделанный из слюны. Открытие позволяет проследить эволюцию брачных даров у насекомых, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Gondwana Research.

Жизнь этих крохотных беспозвоночных богата брачными ритуалами. У раздельнополых насекомых, как правило, этим заняты только самцы, а у гермафродитов принят взаимный обмен дарами.

«Подношением» могла служить, например, добыча, а иногда и вовсе несъедобный предмет. Обычно цель ритуала — накормить самок питательными веществами, это полезно для будущего потомства. Считается, что подарки повышали статус женихов.

А некоторые самцы были вынуждены приходить «не с пустыми руками», чтобы не стать жертвами самок.

Муха Empis Opaca пьет нектар из цветка ежевики
Razvan Cornel Constantin / Alamy

Особенно щедрыми оказались самцы мух из семейства толкунчиков. Некоторые виды заворачивают угощения в растительную оболочку, а иногда и вовсе дарят обертку-пустышку. Ранее ученые считали, что такие обманки стали появляться с развитием эволюции. Чтобы проверить гипотезу, нужны были новые археологические находки.

Недавно китайские ученые из Академии сельскохозяйственных наук Цзянсу с коллегами из США сделали открытие, которое заставило пересмотреть старые выводы.

Палеонтологи нашли в янтаре самца мухи из семейства невзрачников. Возраст ископаемого — 99 миллионов лет. В лапках насекомого обнаружили пустую оболочку подарка.

Окаменелость является доказательством, что самцы дарили пустышки еще в мезозойском периоде — 145–66 млн лет назад. Ранее считалось, что «обманки» появились в брачных обрядах намного позднее.