Кончился «золотой век»? Почему люди стали чаще болеть и умирать 12 тысяч лет назад

В этот момент истории увеличилось количество патогенов смертельных заболеваний

30 октября 2023

De Agostini Picture Library via Legion Media

Археологи давно подозревали, что примерно 12 тысяч лет назад, когда кочевые охотники-собиратели Евразии начали сбиваться в крупные скотоводческие общины, патогены от животных стали чаще передаваться людям. И недавние достижения в анализе древней ДНК наконец позволили экспертам проверить эту гипотезу.

Как пишут авторы исследования в журнале bioRxiv, они собрали и проанализировали 405 миллиардов последовательностей ДНК, собранных из 1313 образцов древних человеческих останков со всей Евразии. В результате они идентифицировали множество генов, принадлежащих микробам — достаточно, чтобы изучить возникновение и распространение основных заболеваний человека за последние 12,5 тысячи лет.

Результаты исследования еще не прошли рецензирование, но, по предварительным данным, значительная часть этих микробов поступила из внешних источников, таких как животные. При этом, если многие микробы, заражающие людей, оставались стабильными на протяжении всего периода выборки, зоонозные заболевания ученые обнаружили на отметке в 6500 лет назад. Например, патогенов, вызывающих чуму (передается от мелких грызунов и блох) и тиф (передается от вшей), в останках 6000-летней давности ученые не находили. Что соответствует времени перехода от общества охотников и собирателей к земледельческому.

Исследователи говорят, что рост заболеваемости зоонозами — это не только результат прямого взаимодействия человека и животных. Это также может быть связано с тем, что по мере увеличения плотности населения в человеческих сообществах уровень гигиены ухудшался, а количество вредителей (грызунов, блох, вшей и клещей) увеличивалось.

Таким образом, заявляют ученые, можно с уверенностью сказать: если бы не животные, человечество на разных этапах жизни было бы куда здоровее. И недавний случай с жителем Югры, который ушел за клюквой, а оказался подавлен медведем, — лишнее тому доказательство.