Комета летела, хвостиком махнула: когда и где смотреть звездопады в апреле 2022 года

В середине весны жители Земли могут наблюдать, как мимо планеты проносится метеорный поток Лириды

14 апреля 2022
Лириды в 2020 году
Anthony P Morris, Farmoor. / Alamy

«Звездопад, звездопад, это к счастью, друзья, говорят…», — пелось в советской песне об «орлятах» из летнего лагеря. Конечно, науке давно известно, что падают совсем не звезды, а крупицы из шлейфов комет. Но звездопады от этого не стали меньше привлекать людей по всему миру. Кто из нас не мечтал сделать признание любимому человеку под падающей звездой? «Вокруг света» рассказывает, когда и где смотреть звездопады в апреле 2022 года.

Метеорный поток Лириды проносится над Землей каждый год с 16 по 25 апреля. Лучше всего наблюдать «космическое кино» в промежуток между заходом Луны и восходом Солнца, который обычно длится 1–2 часа. В этом году такой возможности не будет из-за фаз Луны, но в любом случае стоит встать пораньше, пока Солнце не засветило звездное небо.

Наиболее яркие звездные представления в этом году астрономы обещают на 22 апреля. Разумеется, чем дальше вы от крупного города, тем меньше световое загрязнение, а значит, лучше видны все объекты на ночном небе.

Считается, что интенсивность весенних «звездных дождей» невелика — около 20 метеоров в час. Но иногда можно стать свидетелем невероятно живописных зрелищ, когда поток усиливается до 100 «звезд» в час.

Большинство метеорных потоков рождают кометы: они движутся по собственным орбитам, и звездопад — это время, когда их путь пересекается с траекторией движения Земли вокруг Солнца.

Двигаясь по орбите, комета оставляет за собой шлейф из звездной пыли и мелких крупиц. Они-то и врезаются в атмосферу Земли со скоростью 80 километров в секунду, расчерчивая небо яркими полосами.

Название метеорных потоков дается по ближайшим к ним созвездиям, некоторые из них бывают источниками метеоритов. Апрельские Лириды наблюдают уже более 2500 лет. Первое упоминание датируется 687 годом до нашей эры. Тогда «звездный дождь» привел в восхищение жителей Древнего Китая. В те времена потоки были гораздо интенсивнее, чем теперь.

Иногда Лириды преподносят сюрпризы, когда метеорные потоки внезапно усиливаются в определенных регионах Земли. Известно, что в 1922 году на Украине можно было наблюдать до двух тысяч метеоров в час. По сотне звезд за час «обрушивалось» на США в 1982 году, а в Крыму невиданной «щедростью» космоса любовались в 1985-м.