Командировка на Марс: что происходит с мозгом космонавта во время длительного полета

Долгое пребывание в невесомости не проходит для организма бесследно

19 мая 2022
NASA / Dembinsky Photo Associates / Alamy

Темпы развития космической отрасли позволяют предполагать, что миссии на Марс будут осуществимы в ближайшем будущем. Путь до красной планеты займет не менее десяти месяцев. Сейчас перед учеными стоит задача обезопасить здоровье космонавтов при многолетних полетах.

Недавно команда ученых из России, Бельгии, Германии, США и Австралии проанализировала снимки двенадцати космонавтов до и после трех месяцев пребывания на орбите.

Чтобы увидеть изменения, участникам эксперимента сделали диффузионную магнитно-резонансную томографию головного мозга (дМРТ). Так ученые смогли получить точные трехмерные изображения цепочек связанных нейронов и отследить изменения связей между ними.

Выяснилось, что полеты деформируют связи между участками белого вещества, а также между нейронами внутри них. Изменения возникли между мозолистым телом и соседними регионами, а также в пучках нейронов, соединяющих зону Брока, отвечающую за воспроизведение речи, и область Вернике, которая позволяет воспринимать сказанное.

«Нам еще предстоит узнать, какова природа этих изменений, какие из них обусловлены нейропластичностью или же перераспределением жидкости во время полета и связанными с этим анатомическими изменениями».

Дальнейшие опыты на борту МКС помогут лучше понять механизмы, вызывающие изменения в структуре белого вещества, и выяснить их последствия.

Компания Илона Маска SpaceX сейчас готовит полет человека на Марс. Первый орбитальный запуск корабля Starship запланирован на 2022 год.

Ранее ученые сообщили об экспериментах по выращиванию клеток в условиях микрогравитации.

По материалам пресс-службы НИУ ВШЭ.