Кого собаки слушают внимательнее, мужчин или женщин? Вы точно не знали такого о своем питомце

Они лучше понимают двуногих, чем нам кажется

26 августа 2023
Getty Images

Ученые из Университета Этвеша Лоранда и Исследовательского центра естественных наук (Венгрия) провели исследование домашних собак и показали, что животные лучше реагируют на женские голоса, чем на мужские. А также слуховые области их мозга откликаются на речь, обращенную не только к ним, но и к совсем маленьким детям, особенно если говорит женщина. Исследование, опубликованное в Communications Biology, объясняет, почему.

Другие недавние исследования показали, что мы похожим образом обращаемся к младенцам и домашним собакам: человек склонен использовать в общении с «неговорящими партнерами» особый стиль речи, который ученые называют преувеличенной просодией. С детьми и животными это обычно помогает привлекать и удерживать их внимание. Мозг младенца настроен на такую речь, потому что она помогает ему правильно развиваться и лучше учиться социальным, когнитивным, языковым навыкам. Было неизвестно, имеет ли какое-то особое значение для собак, когда с ними так разговаривают.

Венгерские ученые измеряли активность мозга дрессированных домашних собак с помощью функциональной МРТ, давая им прослушивать записи речи 12 женщин и 12 мужчин, обращенные к собакам, младенцам и взрослым.

У всех собак была повышенная чувствительность нервной системы на определенные аудиозаписи. Две области собачьего мозга, отвечающие за слух, активнее реагировали на речь, направленную на собаку и на младенца, чем на обращенную ко взрослому. И на женский голос отзывались сильнее, чем на мужской. При этом роль также играла высота голоса и стиль речи.

Авторы эксперимента подчеркивают, что собаки больше всего отзывались на преувеличенную просодию, которая более типична для женских голосов. Это выявляет поразительное сходство их мозга с мозгом младенцев. А также впервые доказывает, что мозг собак настроен на речь, обращенную конкретно к ним. И то, как мы с ними общаемся, действительно важно для наших питомцев.

Анна Гергели

«У собак, в отличие от младенцев, эта чувствительность не может быть объяснена ни древней реакцией, ни внутриутробным воздействием женского голоса».

«Паттерны тембра голоса у женщин, при обращении к собаке, обычно не используются в общении между собаками. То есть наши результаты доказывают нейронное предпочтение, развившееся у собак во время их одомашнивания», — объясняет Анна Гергели.

По мнению ученых, чувствительность к женским голосам у собак может быть связана с тем, что женщины чаще разговаривали с собаками с преувеличенной просодией, чем мужчины.

Открытие может помочь объяснить, почему такой стиль речи — с акустическими особенностями специально для неговорящих партнеров — наиболее эффективен для обработки мозгом у собак, как и у младенцев. Возможно, эта способность является одной из причин превосходства этих домашних животных над другими при выполнении команд и понимании речи человека.

Ранее ученые выяснили, какое выражение человеческого лица самое неприятное для собак.