Когда появились первые цветы на Земле? Раскрыта загадка Дарвина

Недавно обнаруженные окаменелости могут быть ответом на загадку, много десятилетий беспокоящую ученых

19 января 2022

Ученые в Китае обнаружили окаменелость старейшего цветочного бутона. Его изучение позволило уточнить возраст появления на Земле первых цветковых (покрытосеменных) растений. Это произошло на десятки миллионов лет раньше, чем считалось.

Когда появились первые цветы на Земле? Раскрыта загадка Дарвина
The Geological Society of London

Результаты исследования позволили приблизиться к разгадке тайны, которая беспокоила самого Чарлза Дарвина. Английский натуралист задавался вопросом, почему покрытосеменные растения развили такое большое разнообразие за относительно небольшой в истории Земли период в 20–30 миллионов лет. Ранее самым древним ископаемым цветком, не вызывающим сомнений, считался образец возрастом 130 миллионов лет.

Лишь в последние несколько лет ученые смогли понять, что эта датировка ошибочна. В 2016 году был обнаружен цветок возрастом 145 миллионов лет. Растение имело не только лепестки, но и чашелистики, а также мужские и женские репродуктивные части. В 2018 году в Китае нашли еще одну интересную окаменелость возрастом около 174 миллионов лет. Как и у современного цветкового растения, семена были полностью заключены в завязь. Однако некоторые ботаники продолжали сомневаться в выводах коллег, считая эти находки слишком примитивными, чтобы считать их цветами.

Бутон, найденный недавно в Китае, был обнаружен в слоях возрастом 164 миллиона лет и сохранился в отличном состоянии. Находка получила название Florigerminis jurassica. Исследователи считают, что этот вид, возможно, и есть то недостающее звено в эволюции покрытосеменных, которое они так долго искали.

Использованы материалы Science Alert