Когда дело сделано: арахнологи рассказали, зачем паук катапультируется от самки со скоростью 88 см/с

Для этого в ногах самца есть специальный гидравлический механизм

27 апреля 2022
Julian Money-Kyrle / Alamy

Китайские ученые из Университета Хубэй в Ухане обнаружили, что пауки-кругопряды научились катапультироваться за секунду после спаривания с самками.

Отчаянный прыжок совершается благодаря действию гидравлического давления в суставах первой пары ног — паук-беглец развивает скорость до 88,2 сантиметра в секунду.

Исследователи отмечают: принцип катапульты используется в дикой природе довольно часто при не менее драматических обстоятельствах: во время охоты или бегства от хищника. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Чтобы проанализировать это явление у членистоногих, биологи устроили в лаборатории 155 паучьих «свадеб». После завершения брачных дел почти всем самцам удалось катапультироваться. Трое неудачливых пауков не успели сбежать и были съедены своими голодными «женами».

Второй эксперимент закончился тем, что все 30 самцов пали жертвами любви — ученые заблокировали им выход.

Арахнологи заметили: самец, подобно воздушному гимнасту, может удерживаться лапками на паутине и возвращаться к самке для повторного полового акта. Если «страховка» оборвется, паук все равно сможет отпрыгнуть.

Исследователи пробовали лишать пауков возможности катапультироваться, отрезая им передние ноги и блокируя механизм выброса спасательной паутины. Интересно, но в этом случае самцы не отказались от ухаживаний, однако попытки спариться оставили.

Природа наделила самцов с превосходными акробатическими способностями, чтобы увеличить их шансы на продолжение рода. Механизм дает надежду на выживаемость вида даже в таких сложных половых «отношениях», как у пауков.