Когда антибиотики бессильны: в Грузии лечат пациентов с тяжелейшими инфекциями нестандартным способом

Дружественные вирусы могут спасти миллионы жизней людей даже в сложных случаях

6 апреля 2022Обсудить
Phys.org

Поражающие бактерии вирусы — бактериофаги или просто фаги — известны науке на протяжении века, однако все это время медицинское сообщество игнорировало их потенциал в пользу тотального использования антибиотиков. Однако в последнее время вирусологи начали выращивать дружественные человеку вирусы при запущенных инфекциях. Так поступают, например, врачи в Грузии.

— Мы используем фаги, которые убивают вредные бактерии, чтобы вылечить пациентов, когда антибиотики уже не помогают, — сообщила вирусолог Мзия Кутателадзе из Института бактериофагов имени Георгия Элиавы в Тбилиси.

По словам Кутателадзе, даже обычная инфекция может убить пациента, потому что у возбудителя выработалась устойчивость к антибиотикам. В этих случаях фаготерапия является одной из лучших альтернатив.

Группа бактериофагов, заражающих бактерии
MattLphotography / Alamy

Интерес к забытым «друзьям» человечества стал усиливаться особенно после того, как ВОЗ подняла тревогу из-за растущей резистентности микробов к антибиотикам. Ученые считают, что супербактерии могут убивать до 10 миллионов человек в год — их устойчивость к противомикробным препаратам уже достигла критической точки.

Если стандартные фаги не помогли, вирусологам приходится подбирать микробного «киллера» из коллекции института — самой большой в мире — или искать его в сточных водах, загрязненной воде или почве.Исследователи считают, что у дружественных вирусов есть хорошее будущее: они дешевы, не имеют побочных эффектов, не повреждают организм человека и его кишечную флору.

По словам Кутателадзе, помимо медицины, фаги можно использовать в сельском хозяйстве для защиты культур и животных от вредных бактерий.

Бактериофаги также могут применять против биологического оружия. Так, канадские исследователи в 2017 году опубликовали исследование об использовании бактериофагов при занесении спор сибирской язвы в общественные места.