Кофе против деменции: может ли эспрессо защитить от болезни Альцгеймера?

Спойлер: может, но есть нюанс

24 июля 2023
Кофе против деменции: может ли эспрессо защитить от болезни Альцгеймера?
Midjourney

Хотя ученые точно не знают, как именно начинается и развивается болезнь Альцгеймера, у них есть главный подозреваемый, которого они стараются исследовать все тщательнее. Это тау-белок в мозге, который в нормальных количествах прекрасно себя чувствует, но стоит ему дойти до агрессивных скоплений, как начинаются отклонения. Ключевые компоненты, которые могут защитить мозг от этих скоплений, ученые нашли в эспрессо.

Исследователи не в первый раз обращают внимание на кофе и его связь с когнитивными функциями. Прежние работы доказывали, что кофеин защищает их от снижения. Взяв эти результаты, команда из Университета Вероны в Италии сосредоточилась на влиянии соединений кофе на скопления тау-белка.

В исследовании, опубликованном в Журнале сельскохозяйственной и пищевой химии, ученые заявляют, что результаты предыдущих изучений дают представление о нейропротекторном потенциале эспрессо, и перечисляют ключевые ингредиенты эспрессо, которые способны оказать сопротивление скоплениям тау-белка. Эти ингредиенты — кофеин, тригонеллин, генистеин и теобромин — ученые выбрали для дальнейших лабораторных экспериментов.

Молекулы этих компонентов инкубировали с тау-белками до 40 часов. Стоило этим ингредиентам увеличиваться, как фибриллы тау становились короче и с меньшей вероятностью образовывали большие группы. Кроме того, эксперименты показали, что укороченные фибриллы были нетоксичны для клеток, а кофеин и экстракт эспрессо связываются с предварительно сформированными фибриллами тау, что позволяет предположить, что они помогают предотвратить новые скопления.

Правда, как это может помочь на практике, эксперты сказать пока не могут. Потому что наш организм практически целиком нейтрализует эспрессо в процессе переваривания, и его компоненты не оказывают на тау-белки прямого действия.

Вердикт ученых: для профилактики болезни Альцгеймера и других заболеваний головного мозга, при которых затрагиваются когнитивные способности, эспрессо пить можно, но для применения его в лечебных целях предстоит проделать еще большую работу. Главное — не вздумайте пить кофе, когда у вас плохое настроение.