Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Книжки добрые любить: какие методики советской школы актуальны и сегодня

Педагоги-новаторы знали, как разбудить и ум, и сердце учеников

В советской педагогической системе существовали интересные, эффективные и даже опережающие время авторские методики. Так прогрессивные педагоги искали пути развития своих воспитанников. 

Книжки добрые любить: какие методики советской школы актуальны и сегодня
Кадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», режиссер Владимир Алеников, 1984

Ряд новаторских разработок доказали свою успешность и продолжают использоваться в педагогической реальности XXI века. О трех таких методиках рассказывает Надежда Проняева — педагог высшей квалификационной категории с 24-летним стажем, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.

Система развития творческих способностей Игоря Павловича Волкова

Книжки добрые любить: какие методики советской школы актуальны и сегодня
Заслуженный учитель школы РСФСР Игорь Павлович Волков. Встреча в Концертной студии Останкино, 1987
Источник:
Youtube

Игорь Павлович Волков (1927–1999) — педагог-новатор. Разработал систему раскрытия творческих способностей детей. Его идеи основывались на управлении развитием индивидуальности. 

Волков с командой единомышленников разработал систему диагностики дарований учащихся. В школе появилась «комната творчества», в начальных классах — «уроки творчества». Школьники создавали макеты, скульптуры и т.п.

Результаты активной самостоятельной работы детей фиксировались в «Творческой книжке школьника». Она отражала разные увлечения конкретного ребенка, уровень развития и помогает сделать вывод о профессиональных склонностях.

Кому подходит методика Игоря Павловича Волкова? Творчески настроенным, эмоционально-открытым детям, которые не боятся новых дорог, встреч с творчеством и желают получать новые знания.

Какова роль педагога и родителя? Педагог и родители максимально вовлечены в педагогический процесс, контролируя выполнение школьных и домашних заданий учащихся. Результаты деятельности воспитанников заносятся взрослыми в «Творческую книжку школьника», где контролируется динамика ученических достижений.

Книжки добрые любить: какие методики советской школы актуальны и сегодня
Кадр из фильма «Розыгрыш», режиссер Владимир Меньшов, 1977

Плюсы: 

  • Быстрая обучаемость.

  • Стремление самостоятельно добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

  • Возможность для каждого ученика оказаться в ситуации успеха, находить и проявлять свой творческий ресурс, достигать инсайтов.

Минусы: 

  • Высокий уровень контроля над обучением со стороны взрослых.

  • Сложность точного воспроизведения методики в других учебных учреждениях. 

Авторская методика преподавания литературы Евгения Николаевича Ильина

Книжки добрые любить: какие методики советской школы актуальны и сегодня
Евгений Николаевич Ильин в документальном фильме «Открытый урок», 1987

Евгений Николаевич Ильин (родился в 1929) — педагог-новатор. Преподавал литературу в школе № 307 Ленинграда. 

В 1960-70-х годах прошлого века Евгений Николаевич Ильин разработал систему преподавания своего предмета на основе педагогического общения. Он вывел формулу «языка» урока литературы: «об искусстве — языком искусства». Предложил лаконичный «закон трех „О“»: «очаровать книгой, окрылить книгой, обворожить писателем». 

Кому подходит методика Евгения Николаевича Ильина? Педагог не создавал идеальных условий, в которых школьники «оторваны» от реальной жизни. Наоборот, ученик, воспитанный на принципах гуманизма, магии слова и нравственности, мог понимать истоки поступков других людей, порой далеких от высоких идей. Но именно глубокий мир литературы открывал для ребенка реальную жизнь.

Какова роль педагога и родителя? Ильин утверждал: «хороший учитель — артист, врач и знаток». При этой системе учитель «дает» материал, а ученик его «берет», если есть желание. Авторитет учителя и значимого взрослого не довлел над процессом познания. Такая концепция позволяла ученикам проявлять высокий уровень самостоятельности в овладении знаниями.

Книжки добрые любить: какие методики советской школы актуальны и сегодня
Кадр из фильма «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев, 1973

Плюсы: 

  • Возможность строить уроки не как череду программных требований, но как небольшой спектакль, который способен пробудить интерес у учеников. 

  • Смысл урока — поиск ответа на серьезный вопрос, осмысление проблемы и обсуждение возможных путей ее решения.

Минусы: 

  • Высокая личностная вовлеченность всех участников педагогического процесса в обсуждение действий литературного героя. 

  • Не все дети могут и хотят открывать свой внутренний взгляд на проблему.

Система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова

Книжки добрые любить: какие методики советской школы актуальны и сегодня
Леонид Владимирович Занков
Источник:
Wikimedia Commons

Леонид Владимирович Занков (1901–1977 гг.) — психолог-дефектолог. Создал мощную систему для разностороннего развития. 

Методика Занкова «на старте» была подкреплена результатами двадцатилетнего эксперимента, в котором сотрудники авторской лаборатории психолога изучали действие разных обучающих методов на развитие младших школьников. 

Методика нацелена на общее развитие ребенка, его воли, интеллекта и эмоциональной сферы. Важна самостоятельная работа, вырабатывание продуктивного мышления и внимание к индивидуальности ученика. Концепция Занкова характеризуется высоким темпом, изучением объектов с разных сторон. Это связано с междисциплинарностью и установлением целостной картины мира. Огромная роль в методике отводится активному диалогу с учениками.

Кому подходит методика? Система обучения в первую очередь направлена на активных, смелых и открытых детей, не теряющих веры в себя при появлении ошибок и промахов.  Обучаясь по методике Занкова, любознательные и настроенные на покорение учебных вершин ученики смогут полностью раскрыть и реализовать свой потенциал.

Какова роль педагога и родителя? В так называемых «занковских классах» учитель не перестает быть руководителем. Ему важно быть внимательным к личности каждого ребенка, правильно реагировать на ошибки и проступки, не унижая достоинство.

Книжки добрые любить: какие методики советской школы актуальны и сегодня
Кадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», режиссер Владимир Алеников, 1984

Плюсы: 

  • Универсальность.

  • Дает возможность развивать у детей качества и навыки, близкие к современным soft skills, например: умение искать информацию, общаться, делать выводы. 

Минусы: 

  • Высокий уровень трудности учебного материала и быстрый темп обучения. Это могут выдержать не все дети, даже с высоким познавательным потенциалом. 

  • Большая доля практического материала при некоторой скудности теоретического пласта, что затрудняет понимание сути многих изучаемых явлений.

Как и в любой развивающейся системе, в педагогике возможны открытия, взлеты, ошибки, но именно путь смелого поиска и любви к детям характеризует самые яркие советские педагогические методики.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения