Клубника из биореактора: в России нашли способ обойтись без импорта рассады

Метод оказался эффективнее предыдущих в 20 раз

17 июня 2022Обсудить
Клубника из биореактора: в России нашли способ обойтись без импорта рассады
Vladyslav Siaber / Alamy

Специалисты Крымского федерального университета им. Вернадского представили первую российскую разработку для выращивания растений в биореакторах. Технологию, раствор и условия оттачивали до получения внушительных результатов. По словам авторов, даже в рамках университетских лабораторий они могут производить сотни тысяч эталонных саженцев меньше, чем за год.

В данном случае биореакторы представляют собой емкости, соединенные в систему. Приборы позволяют смешивать внутри герметичных емкостей питательную среду, их работу можно настраивать, создавая различные протоколы. Эти системы становятся все популярнее в агропромышленности, благодаря тому, что они относительно доступны, их просто производить и легко автоматизировать.

Образец, который нужно вырастить, помещают в стерильную пробирку с жидкостью и омывают ей в установленное время. Это тщательно подобранный состав питательных веществ, микро- и макроэлементов, гормонов. Растение также получает предварительно очищенный воздух через мембранные фильтры.

Результаты оказались эффективнее традиционных промышленных методов разведения рассады в 20 раз, а домашних «подоконников» — в 200 раз.

«За шесть недель эксперимента биомасса растений увеличилась в 300 раз, количество новых растений у земляники выросло в 20 раз, у винограда — в пять. Технология позволит производить внутри страны посадочный материал, который ранее приходилось закупать за рубежом ежегодно».

Помимо того что саженцы растут быстрее, технология позволяет лечить растения и возвращать их к изначальной генетической чистоте, как отмечают авторы разработки. Взяв уже имеющиеся в России сорта, даже полученные ранее из-за границы, можно избавить их от вирусов в биореакторе, а затем размножить до какого угодно количества. И это будет высококачественный эталонный посадочный материал.

Технология подходит для любых видов растений и может быть масштабирована на всю Россию, что позволит закрыть потребности рынка, заместив импорт саженцев.

По материалам РИА «Новости».

Читайте также, как замедлить рост слишком крупной рассады.