Киты пахнут лекарствами — что делать? Как химики из МГУ чукотским охотникам помогали

Коренной народ Севера столкнулся с неожиданной проблемой

27 апреля 2023
Michael Greenfelder / Alamy

Серые киты на Чукотке все чаще имеют резкий химический или «лекарственный» запах. Иногда настолько сильный, что добытое с трудом мясо нельзя употреблять в пищу. Исследователи из МГУ обнаружили в образцах сотни органических соединений, но самым вероятным называют 2,6-дибромфенол.

Невозможно есть

Серые киты до сих пор составляют до 30% рациона коренных жителей Чукотки, чукчей и инуитов. Охота на них важна для их существования и сохранения культуры. Ежегодно местным охотникам выдается более ста лицензий. Еще с 60-х годов прошлого века стали появляться сообщения о китах, чье мясо специфически пахло. Но в конце 1990-х их число заметно выросло, проблема стала более массовой. Сейчас китобои постоянно встречают животных с неприятным резким запахом. Предположения о причине появления запаха были самые разные: от биотоксинов на дне океана до нефтяных разливов.

В 2020–2021 годах были собраны образцы тканей нормальных и «дурнопахнущих» китов. Их передали специалистам из МГУ, которые проанализировали ткани, использовав высокочувствительную хромато-масс-спектрометрию. По словам ученых, с ее помощью можно выделить компоненты даже из самых сложных смесей, и «как по отпечатку пальца» по характерному масс-спектру идентифицировать каждую молекулу.

«Запах очень отчетливый»

Всего в образцах распознали более 500 соединений, из них выбрали десятки обладающих запахом и с высокой концентрацией. Наиболее вероятными подозреваемыми с неприятным запахом оказались бромфенолы: из них идеально соответствовал «аромату» китов 2,6-дибромфенол с сильным йодоформиновым запахом.

«Количество этого вещества в тканях вонючих китов в 300-500 раз выше, чем у нормальных. Это в 500 раз превышает порог чувствительности для человека, то есть запах действительно должен ощущаться отчетливо. К тому же дибромфенол обладает медицинским запахом, характерным и для мяса китов», — объясняет Альберт Лебедев, профессор кафедры органической химии химического факультета МГУ.

Анализ рациона китов показал, что те из них, кто обитает в прибрежных водах, питаются в основном полихетами — многощетинковыми кольчатыми червями. В организме полихетов во время роста и синтезируется пахучее химическое соединения 2,6-дибромфенол. Киты, у которых не было резкого запаха, обитали обычно на большом расстоянии от берега и питались по-другому.

Почему охотники чаще ловят именно таких китов?

В 90-х годах местное китобойное судно «Звездный» прекратило свою работу, чукотские добытчики остались без возможности выходить далеко в море на охоту. Им пришлось вернуться к промыслу на маленьких лодках вблизи берега. Таким образом, они сразу столкнулись с проблемой неприятного запаха.