Хотите разозлить самца мыши? Вам нужен банан

Ученые выяснили, почему запах тропического фрукта заставляет грызунов нервничать

4 июня 2022
Хотите разозлить самца мыши? Вам нужен банан
Kseniia Glazkova / Alamy

Канадские ученые обнаружили запаховый сигнал опасности, который беременные и кормящие самки посылают самцам. Причем открытие сделали случайно. Но обо всем по порядку.

Обычно запахами у грызунов пользуются самцы. Женский пол прибегает к этим сигналам только для того, чтобы сообщить о готовности зачать потомство, больше не для чего запахи им не нужны, считалось раньше.

Теперь стало понятно, что это не так. Матери с помощью сладкого запаха защищают детенышей от инфантицида, то есть убийства представителем своего же вида.

В моче беременных и кормящих самок мышей есть n-пентилацетат — органическое вещество, пахнущее как спелые бананы и яблоки. У человека этот запах не вызывает негативных ассоциаций, а для самца мыши он означает примерно следующее: поблизости есть гнездо самки, которая при обнаружении чужака незамедлительно бросится на защиту мышат.

Эксперимент показал, что самцы реагировали на запах бананов выбросом гормонов стресса, то есть они готовились к возможному столкновению.

Наиболее яркая реакция на запах бананов замечена у самцов-девственников, которые пока не обладают способностью зачать потомство. Это может быть связано с большей угрозой, исходящей от неродственных самцов. Если отец, скорее всего, не будет трогать своих детей, то чужой самец может попытаться убить детенышей и спариться с их матерью.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.