Хотите похудеть — ешьте креветки вместе с панцирем, советуют ученые из США

Содержащийся в экзоскелете ракообразных хитин улучшает обмен веществ и защищает от ожирения

18 сентября 2023
BE&W via Legion Media

То, что здоровое питание должно включать в себя грубую клетчатку, уже доказанный научный факт. Плохо перевариваемая клетчатка улучшает обмен веществ, способствует хорошему пищеварению и поддержанию нормального веса, помогает организму избавляться от «мусора», снижает уровень холестерина, нормализует уровень сахара в крови и защищает от рака толстой и прямой кишки.

Принято считать, что основные источники клетчатки в пище — фрукты, овощи, бобовые и цельнозерновые. Однако существует и менее известный источник клетчатки — природный биополимер хитин, содержащийся в панцирях ракообразных, таких, как креветки и омары, экзоскелетах насекомых, а также в некоторых грибах.

Предыдущие исследования показали, что хитин помогает продвижению перевариваемой пищи по пищеварительному тракту, предотвращая запоры, работает как пребиотик (то есть служит пищей для полезных бактерий, населяющих кишечник), снижает воспаление в кишечнике, помогает снизить вес и улучшает состояние кожи.

Чтобы разобраться в причинах столь благотворного влияния этого природного полимера на организм, авторы нового исследования, ученые из Школы медицины Вашингтонского университета (США), статья которых опубликована в журнале Science, решили выяснить, что происходит, когда в желудочно-кишечный тракт поступает хитин.

Zoonar GmbH RF via Legion Media

Оказалось, что сразу после того, как хитин попадает в желудок, происходит запуск специфической иммунной реакции, под действием которой в желудке начинает активно вырабатываться фермент хитиназа, предназначенный для переваривания хитина. Параллельно этот процесс активизирует иммунные клетки, которые связаны со снижением риска ожирения и обменом веществ. Именно поэтому, предполагают исследователи, потребление хитина улучшает метаболическое здоровье.

Эксперименты на мышах, которых посадили на очень жирную диету, показали, что те из них, что при этом получали хитин, набрали меньше всех веса и успешно противостояли ожирению. Правда, такой эффект наблюдался не у всех получавших хитин мышей, а только у тех, чей организм, несмотря на активизацию иммунной системы, почти не вырабатывал хитиназу, плохо справлялся с перевариванием хитина, и он в неизменном виде достигал толстого кишечника.

То же самое касается и других типов клетчатки, отмечают ученые — чтобы принести максимальную пользу, она должна быть устойчива к действию желудочного сока и в непереваренном виде попасть в толстый кишечник.