Хорошая еда далеко не убежит: как древние люди в Африке ели улиток и не травились?

Оказывается, в меню далеких предков были брюхоногие

7 апреля 2023
Коллаж: Александр Чатикян

Такое открытие сделали ученые из Университета Витватерсранд (Южная Африка), статья которых опубликована в журнале Quaternary Science Reviews. В Южной Африке обнаружили явно подвергшиеся когда-то термической обработке фрагменты раковин гигантских улиток-ахатин, самых крупных из всех наземных.

Пограничная пещера — большой скальный грот на западном склоне гор Лебомбо в ЮАР недалеко от границы с Эсватини. Ученые начали работать в пещере еще в 1930-х и продолжают ее изучать до сих пор, регулярно совершая все новые открытия.

Согласно результатам радиоуглеродного анализа, Пограничная пещера служила убежищем для представителей Homo sapiens на протяжении более 200 тысяч лет — в ней были найдены многочисленные скелеты древних людей, каменные и костяные орудия, останки диких животных, часть из которых уже вымерла, а также залежи пепла, возраст которого составляет сотни тысяч лет. Это свидетельствует о том, что уже тогда наши предки умели разводить огонь, чтобы обогреваться, защищаться от хищников и готовить на нем пищу.

Как выяснили исследователи, древние люди начали приносить в пещеру раковины ахатин примерно 170 тысяч лет тому назад и продолжали систематически это делать на протяжении следующих 100 тысяч лет.

Как древние предки готовили улиток?

Улитки — прекрасный и, главное, очень доступный источник ценных питательных веществ, потому что они медленно двигаются и их легко добывать. Однако есть их в сыром виде опасно из-за высокого риска отравления. Судя по всему, древние жители Южной Африки отлично это понимали и поэтому предварительно жарили улиток на костре.

Об этом свидетельствует изменение цвета раковин, найденных в пещере, от светло-бежевого до коричневого и матово-серого, а также другие характерные особенности. Ученые предположили, что все это может быть следствием воздействия высоких температур.

Гигантская ахатина — именно таких брюхоногих готовили древние африканцы.
Zdeněk Malý / Alamy

Эта гипотеза была полностью подтверждена, когда исследователи прожарили панцири современных гигантских улиток в течение разного времени и при разных температурах. В результате цвет изменился так же, как и у древних раковин.

Мало того, после термической обработки на современных раковинах появились микротрещины, они стали хрупкими, уменьшились в размерах, а содержащийся в них минерал арагонит превратился в кальцит — все то же самое произошло и с раковинами древних улиток.