«„Хоббиты“ в Индонезии»: коллеги раскритиковали гипотезу антрополога на пенсии о «маленьких людях»

Скорее всего, древних приматов ростом около метра давным-давно истребили предки современных людей

26 апреля 2022
Здесь были найдены останки Человека Флоресского
Raf Pro / Alamy

Человек Флоресский жил на индонезийском острове Флорес около 700 тысяч лет назад. Рост древнего островитянина составлял всего 1,06 метра, у него был маленький череп и крупные стопы, к тому же, судя по найденным инструментам, он был неплохим умельцем. Неудивительно, что антропологи окрестили его «хоббитом».

Откуда и каким образом на остров прибыли эти маленькие люди, а также почему вымерли — остается загадкой. Бывший антрополог Университета Альберты, а ныне пенсионер Грегори Форт выдвинул свою гипотезу: по его мнению, эти загадочные существа никуда не исчезали и до сих пор гуляют по тропикам Флореса.

«Побоюсь сказать, но все-таки скажу: мы не знаем, вымерли они или нет. Так что есть некоторая вероятность, что они до сих пор существуют».

Реконструкция головы Человека флоресского
Digital Image Library / Alamy

Его коллеги к такому смелому предположению отнеслись скептически, сообщает Live Science.Официальных данных о существовании карликов на острове нет, а вести тайную жизнь на острове с населением в два миллиона человек сложно.

Однако у Форта есть свои свидетели. Исследовать загадку низкорослых существ ученый начал в 1984-м. За это время он собрал около трех десятков историй о встречах с существами, похожими на обитателей Шира из романов Толкина. По словам очевидцев, у карликов светлая шерсть, отчетливо выраженный нос и короткий хвост.

Форт убежден: рассказы о людях-обезьянах на Флоресе отличаются от фантастических баек о снежном человеке — в Северной Америке никогда не существовало приматов, чего не скажешь о Юго-Восточной Азии.

Некоторые ученые не исключают, что какое-то время «маленькие люди» все же существовали бок о бок с Человеком разумным. И если это так, то возможно, легенды об островных карликах — результат работы глубочайшей культурной памяти.

В целом отношения между ранними популяциями видов Homo были чрезвычайно запутанными. Известно, что современные люди и неандертальцы скрещивались, ДНК древних людей встречается и у нынешних. Ученые не обнаружили в геноме жителей Индонезии каких-либо генов, которые могли бы указывать на родство с карликами. Вероятно, современные люди просто истребили маленьких туземцев.