Хитрость и латынь: как простой ассистент астронома оставил свое имя на звездных картах

Вписать себя в историю можно и задом наперед

Карты звездного неба не только позволяют всем желающим ориентироваться в удивительном мире наблюдаемой Вселенной. Зачастую, они хранят много курьёзных, смешных и неоднозначных историй, связанных с развитием науки и даже человеческой слабостью. Так, в начале XIX века один скромный, но очень талантливый помощник известного астронома хитростью вписал свое имя в историю, просто внеся небольшую поправку в названия светил созвездия Дельфина. Да и не только имя вписал, но и фамилию.

Коллаж; Wikimedia Commons, Legion Media
Астрономия, физика

Преподаватель астрономии, почетный доктор наук

Дело было в эпоху становления науки, когда не существовало единой организации, отвечающей за наименование звезд, планет и деталей на их поверхности. Каждый профессиональный астроном мог создать звездный атлас или каталог, консультируясь лишь с близкими коллегами и учитывая только их реакцию. Это порождало заметную путаницу и приводило к конфликтам.

Так, некоторые деятели пытались увековечить себя или кого-то из правящей знати, чтобы оказать последним благодарность за финансовую поддержку. На картах появлялись созвездия Мечи Курфюрста Саксонского (придумано астрономом Готфридом Кирхом в честь князя Саксонии, было не признано другими учеными), Всадник с обнаженным мечом (введено Эрхардом Вайгелем в честь символов польских вельмож и также не принято научным сообществом)…

Бюст астронома Джузеппе Пьяцци в церкви Сан-Доменико, Палермо, Италия

Но иногда небольшой хитростью можно добиться больше, чем явной лестью. Вероятно, именно этим руководствовался Никколо Каччаторе, весьма эрудированный и прилежный ассистент итальянского астронома Джузеппе Пьяцци, когда составлял для своего начальника каталог объектов звездного неба.

Он заметил, что яркие звезды из созвездия Дельфина не имеют имен собственных (либо они утрачены, ибо поиски в архивах ни к чему не привели), а обозначаются, как принято в астрономии, греческими буквами.

Каччаторе также знал, что имена звезд и созвездий пишутся на латыни, и названия зачастую пришли из трудов арабских астрономов. Они весьма необычно звучат для жителя Старого света и северной Евразии, сами посудите — Альбирео, Вега, Алькор…

wikisky.org

Создавая каталог, помощник демонстрировал чудеса внимательности и усидчивости, зная, что это издание затем будут использовать сотни, если не тысячи астрономов. И двум светилам из созвездия Дельфина Каччаторе самовольно дал имена — самую яркую он назвал Суалоцином, вторую по яркости — Ротанев.

Каталог был принят Пьяцци и затем несколько раз переиздавался. И с тех пор Суалоцин и Ротанев остались на всех картах звездного неба даже после проверки международными организациями. Подвох здесь обнаружить очень трудно, ведь эти слова звучат так же, как названия многих других светил.

Казалось бы, ну где же тут хитрость и почему Каччаторе увековечил себя? Дело в том, что его фамилия и имя по-латыни записывается как Nicolaus Venator, а названия двух звёзд из Дельфина — это буквально те же имя и фамилия ассистента, только написанные зеркально: Sualocin Rotanev.

Лист из «Небесного атласа» Александра Джеймисона, Лондон, 1822
Album / Heritage Images / Historica Graphica Collection via Legion Media

Нет, мы бы не стали винить его за подобное коварство, ибо Каччаторе обладал широкими познаниями в астрономии и за собственные труды вполне заслужил небольшое упоминание в истории науки.